Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Венгерский премьер теряет абсолютное большинство в парламенте

Рейтинги премьер-министра Венгрии Виктора Орбана покатились вниз, что в полной мере ощутил на себе кандидат от его партии на промежуточных выборах в Веспреме

© AP Photo / MTI, Balazs MohaiПротест сторонников организации Human Platform против визита Владимира Путина в Будапешт
Протест сторонников организации Human Platform против визита Владимира Путина в Будапешт
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Золтан Кес наслаждается победой на промежуточных парламентских выборах в венгерском Веспреме. 41-летний преподаватель английского — малоизвестная фигура в венгерской политике, однако он нанес поражение коалиции Фидес-ХДНП, которой с 2010 года принадлежало большинство голосов в парламенте, да еще и в месте, где избиратели традиционно голосовали за «Фидес».

Золтан Кес наслаждается одержанной 22 февраля победой на промежуточных парламентских выборах в венгерском Веспреме. Этот 41-летний преподаватель английского — еще малоизвестная фигура в венгерской политике, нанес поражение коалиции Фидес-ХДНП (Христианско-демократическая народная партия), которой с 2010 года принадлежит большинство в две трети голосов в парламенте по итогам двух побед на выборах. Тем не менее это абсолютное большинство держалось всего на одном депутатском кресле, которое к тому же было потеряно в Веспреме (60 тысяч человек, 120 километров к западу от Будапешта), где «Фидес» традиционно пользовался большой популярностью.

Победа поддержанного левыми оппозиционными партиями независимого кандидата Золтана Кеса стала для всех большой неожиданностью. Теперь он займет кресло бывшего депутата «Фидеса» Тибора Наварачича, который был министром юстиции в правительстве Виктора Орбана с 2010 по 2014 год, а затем получил пост в Европейской комиссии.

«Избиратели ждут от меня свежей критики власти: я сдержу слово, у нас есть необходимые силы для изменения власти», — заявил победитель на воскресной пресс-конференции. Золтан Кес набрал 43% голосов против 34% у его соперника из «Фидеса» Лайоша Немеди, хотя всего за несколько дней до этого все опросы сулили победу кандидату от партии власти. Итоговые цифры стали сюрпризом и для всех аналитиков, в том числе и Габора Гиори из Policy Solutions: «Я не ожидал, что оппозиция завоюет это кресло, и удивлен однозначностью сигнала. Как бы то ни было, анализ бюллетеней по округам свидетельствует скорее не о победе кандидата от оппозиции, а о том, что избиратели „Фидеса“ решили остаться дома».

Менее года назад, 6 апреля 2014 года, Тибор Наврачич получил здесь 47% голосов, а его противнику пришлось довольствоваться всего 28%, несмотря на поддержку широкой оппозиционной коалиции. Тем не менее коррупционные скандалы, дипломатические трения с США и Норвегией, ряд непопулярных мер (в том числе проект налога на интернет) и недавний визит Владимира Путина в Будапешт серьезно подмочили репутацию Виктора Орбана. Этой зимой его рейтинги покатились вниз. Как отмечает Габор Гиори, «то, что правительство рассматривает казну как круглосуточный банкомат, уже утомило многих избирателей».

Кроме того, не замедлили отразиться на доминирующем положении партии власти и громкие события в сфере СМИ. В частности это касается налогов для популярного в Венгрии частного телеканала KTL Klub, который начал выпускать неприятные для властей передачи. «Это урок: нельзя почивать на лаврах», — сказал Виктор Орбан после поражения в Веспреме.

Правительство стремится приуменьшить последствия потери абсолютного большинства и утверждает, что большая часть требующих его кардинальных реформ уже была проведена (это в частности касается новой Конституции: она вступила в силу 1 января 2012 года, и с тех пор в нее уже пять раз вносились поправки), однако это поражение все равно стало в высшей степени символическим событием. Это тяжелый удар для блока Фидес-ХДНП, который лишился ореола неуязвимости. «В большинстве случаев в парламенте достаточно простого большинства, — объясняет Габор Гиори. — Но если закон носит более стратегический характер, требуется уже две трети парламентариев. Поэтому даже если несколько оппозиционных депутатов решат воздержаться, этого будет достаточно для беспроблемного принятия новых законов».