В одной из своих последних статей ныне покойный, великий историк Тони Джадт спросил, что мы должны извлечь из прошлого века — периода, в котором так много солдат и гражданских лиц погибли в конфликтах. Я считаю, что важной частью ответа является решающее значение верховенства права как на национальном, так и международном уровне.
Нет сомнений, что существует множество других вещей, которые имеют решающее значение для хорошей жизни в мирных, открытых обществах: такие как свобода слова, религии и ассоциации, а также право выбирать, но и отстранять свое правительство. Но ничто не гарантирует свободу в свободных обществах настолько же, как применение верховенства права с равной силой к подчинённым и правителям.
Когда я был в британском кабинете министров и председателем Консервативной Партии, у меня был юридический советник, которого метко прозвали господин Может Быть. Когда я работал над делами нарушений административного права или предполагаемого чрезмерного применения законных полномочий, он не был в состоянии точно сказать мне, что решат на эту тему суды. «Сможем ли мы выиграть это дело?», спрашивал я господина Может Быть. Его ответ был всегда условным. «Вы должны победить», сказал он однажды, «Но я не могу обещать, что так и будет».
Авторитарным правительствам это трудно понять. Я вспоминаю переговоры с моим китайским коллегой, когда я был губернатором Гонконга. Я пытался объяснить, почему верховенство закона значило так много для будущего этой территории, и я подчеркнул, что когда я был в британском правительстве, закон применялся ко мне так же, как и к тем, кем я помог управлять.
Мой собеседник думал, что я шучу. Китаем управляет закон... закон, определённый Коммунистической партией в ее же пользу.
Если оглянуться на постоянную кампанию по борьбе с коррупцией в Китае, то можно увидеть, что ее явно используют председатель КНР Си Цзиньпин и его союзник в Политбюро, Ван Цишань, как инструмент для тех, кто и вправду принимает взятки, но и тех, кто не состоит членом красных князьков Си. В руках Си, закон стал инструментом для обеспечения его политических целей.
Подобная история происходит в России, где президент Владимир Путин правит государственным аппаратом, который разработали и управляют старые спецслужбы страны и ее новая мафия. Закон используется для того, чтобы вознаградить приспешников режима и наказывать критиков, таких, как бизнесмен Михаил Ходорковский и активист Алексей Навальный.
Так как ни Россия, ни Китай не применяют верховенство закона в домашних условиях, неудивительно, что они не признают его значение в международных делах. Действительно, Путин нарушил один из основных принципов международного права: что национальные границы не могут быть изменены с помощью силы. В самом деле, он сделал это характерной особенностью российской внешней политики, которая характеризуется обманами, запугиванием, насилием и желанием восстановить империю, которая была расчленена после краха коммунизма.
Задолго до вооруженного присоединения Крыма к России и его вторжения в Восточную Украину, Кремль играл в подобные игры, когда он проектировал отделение Южной Осетии и Абхазии от Грузии и подпирал бандитскую территорию Приднестровья в Молдове. Учитывая такое вопиющее неуважение к международному порядку, всё-таки не удивительно, что агенты Путина были причастны к убийству по меньшей мере одного оппонента на улицах Лондона.
Опираясь на Женевские Конвенции о законах войны и аналогичные обязательные соглашения, глобальные правила были впервые организационно приложены с созданием Организации Объединенных Наций. Но, прежде всего, международная система управления глобальными делами была заложена с созданием Соединенных Штатов.
Примечательное в этой структуре то, что ее главный автор, сегодняшняя крупнейшая держава, приняла ее авторитет. Президент США Гарри Трумэн однажды памятно выразился о том, что «мы все должны признать то, что независимо от того насколько велика наша сила мы должны отказать себе в праве всегда поступать так, как нам заблагорассудится».
Во времена, когда международная система находилась под давлением, только Америка была способна добавить новое доверие к власти закона. К сожалению, сейчас это не так. Во время администрации президента Джорджа Буша, США были умышленно разрушительны к своим глобальным интересам, когда они игнорировали международное право по таким вопросам, как пытки. Те американские политики, которые считают международные учреждения анти-американскими заговорами продолжают тот вред, который стоит их стране большую часть своего морального авторитета.
Картина не ярче в Европе, где страны практикуют умышленное пренебрежение своими военными возможностями и тем самым подрывают их способность обеспечивать верховенство закона, когда международные механизмы ломаются. Совет Безопасности ООН, тем временем, стал неэффективным, загнанным в угол от большой мощности интересов Китая и России. Так что он ничего не делает, даже когда границы Европы сталкиваются с проблемой, украинских граждан бомбят в их домах российские войска и насильственные, бандитские армии разоряет Ближний Восток от пляжей Ливии к границам Ирана.
После геноцидов в Руанде и Боснии в 1990-х годах мировые лидеры вновь стойко заявили, что «больше никогда» такое не случится. Сегодня, сирийские, иракские, а теперь и египетские граждане должны быть удивлены, что же случилось с этим обязательством.
Растущие, кровавые вызовы двадцать первого века теперь сталкиваются лицом к лицу с беззубой ООН, морально ослабленными США и Европой на пути к разоружению. Если такая перспектива вас беспокоит, так и должно быть. При отсутствии изменения пути со стороны наших политических лидеров, надежда и молитвы могут стать нашим единственным спасением.