На следующий день после всех церемоний Гади Айзенкот (גדי איזנקוט), вступивший в должность начальника генштаба, совершил первую поездку в этом качестве. Он отправился с визитом в штаб Южного округа. На второй день он посетил штаб Центрального округа. Штаб Северного округа Айзенкот планирует посетить лишь на следующей неделе. Смысл понятен: несмотря на потенциальную вероятность войны на северной границе, генерал Айзенкот считает более опасной палестинскую проблему.
За столом в кабинете в штабе Центрального округа сидели трое бывших и действующий командиров дивизии Иудеи и Самарии (сам Айзенкот, Яир Голан (יאיר גולן), Ницан Алон (ניצן אלון) и Тамир Ядаи (תמיר ידעי)), а также двое бывших и действующий начальников Гражданской администрации (Поли Мордехай (פולי מרדכי ), Моти Альмоз (מוטי אלמוז ) и Давид Менахем (דוד מנחם )). Все они располагают огромным опытом в палестинской проблематике. И если они обеспокоены, то следует задуматься и всем нам.
Газа продолжает задыхаться. Щедрые посулы помощи в восстановительных работах не выполнены по сей день. Египет быстро и эффективно уничтожает туннели контрабандистов и практически герметично закрывает границу со своей стороны. 25 тысяч семей по-прежнему остаются без крова.
Израиль недавно пропустил в сектор Газы сотни грузовых автомобилей с разными товарами, но ситуация настолько тяжелая, что семьи, получившие цемент на строительство дома, вынуждены продавать стройматериалы ради покупки продовольствия. В результате прибывший из Израиля цемент идет на ремонт и укрепление туннелей, прорытых террористами.
Террористическая группировка ХАМАС по-прежнему ведет себя тихо. Несмотря на практически ежедневные испытательные запуски ракет в сторону моря, ХАМАС изо всех сил старается обеспечить затишье и не позволяет другим группировкам обстреливать Израиль. Кстати, все испытываемые ракеты имеют небольшой радиус полета. Вероятно, ХАМАС сделал вывод из неудачного применения тактических ракет дальнего радиуса во время операции «Нерушимая скала» и предпочел сосредоточиться на совершенствовании ракет для обстрелов близлежащих районов, где летом в результате попаданий ракет были жертвы.
Однако по мере сохранения социально-экономических проблем затишье будет слабеть. Поскольку нет возможности полностью перекрыть Газе кислород, в итоге последует новая эскалация, причем против Израиля, а не против Египта.
Армейское командование всерьез говорит о строительстве порта для сектора Газы на искусственном острове, соединенным с материком одним мостом, который можно легко разрушить в случае необходимости. Эту идею продвигает один из лидеров «Ликуда» министр транспорта Исраэль Кац (ישראל כץ). В случае строительства такого порта Израиль сможет снять с себя ответственность за поставки продовольствия в сектор Газы и дать местным жителям шанс на развитие.
На Западном берегу тоже зафиксировано резкое сокращение числа терактов. После серии террористических атак в Иерусалиме Палестинская администрация поняла, что насилие подрывает шансы на успех запланированной политико-дипломатической кампании против Израиля, и принимает меры для борьбы с террором. Результат налицо.
Но если в результате предстоящих израильских выборов станет ясно, что мирный процесс не возобновится, то мы снова окажемся в ситуации противостояния с палестинцами. Лидеры ПА постараются сосредоточиться на политической арене, например, усилении бойкота Израиля, но сохранится и потенциал для вспышки насилия. Интересно, дерзнет ли в такой ситуации Айзенкот открыто сказать правительству, что оно ведет Израиль к конфликту с палестинцами.
На северной границе Айзенкоту придется учитывать новые правила игры, согласно которым, любая акция в Сирии и Ливане, которую там воспримут как израильскую операцию, повлечет за собой ответ «Хезболлы» с сирийской или ливанской территории. Очередная проверка этих правил может произойти в ближайшем будущем. Поставки или попытки поставок оружия, меняющего баланс сил, потребует израильской операции, которая повлечет за собой ответ «Хезболлы». Айзенкоту придется принять решение относительно возможности принять эти правила или постараться отменить их, нанеся в ответ на акцию «Хезболлы» крайне болезненный удар и рисковать начать войну.
Гади Айзенкот пять лет занимал должность начальника Северного округа и долгое время служил в зоне безопасности в Южном Ливане, поэтому хорошо знает возможности «Хезболлы». Он понимает, что разгромить полностью «Хезболлу» и ХАМАС невозможно, и задача израильской армии сводится к максимальной отсрочке следующего раунда. Предпочтительнее добиться этого путем тайных операций, но, возможно, столкновение с «Хезболлой» потребует открытых действий.
Борьба за должность
Первые действия Айзенкота показывают, что он пришел в генштаб работать, а не болтать попусту. За два дня после вступления в должность он сделал ряд назначений и полностью изменил облик генштаба. В Южный округ он отправил генерала Эяля Замира (אייל זמיר), хорошего танкиста, но без реального опыта участия в борьбе с террористами вообще и в Газе в частности.
Тем самым он завершил серию перестановок и смену руководства военными округами, командования двух корпусов, заместителя начальника генштаба и начальника военной разведки. Чтобы сбалансировать новые назначения, он оставил в должности на дополнительный год командующего ВВС и командующего ВМС.
Начальнику отдела планирования Нимроду Шеферу (נמרוד שפר) генерал Айзенкот дал понять, что не назначит его новым главой ВВС. Вероятным преемником Амира Эшеля (אמיר אשל) будет Хагай Тополански (חגי טופולנסקי) или Амикам Норкин (עמיקם נורקין).
Остается открытым вопрос о новом командующем сухопутными войсками, и в этой области необходимы срочные перемены. Сухопутные войска нуждаются в экстренной переподготовке для войны против «Хезболлы», ХАМАС и группировок, захватывающих Сирию.
Это назначение покажет, желает ли Айзенкот осуществить перемены или будет продолжать следовать курсом своего предшественника. После назначения командующего сухопутными войсками три генерала будут уволены в запас.
Вдобавок, Айзенкот решил сократить две генерал-майорских должности. После завершения срока полномочий нынешнего главного военного прокурора этот пост займет офицер в звании бригадного генерала. Он также хочет вернуть на пост военного секретаря правительства бригадного генерала вместо генерал-майора. Айзенкот сам занимал должность военного секретаря, будучи бригадным генералом.
Самой интересной будет борьба за пост заместителя начальника генштаба. На этот пост есть много претендентов: Сами Турджеман (סמי תורג’מן), Авив Кохави (אביב כוכבי), Амир Эшель и Ницан Алон. Так что на должность следующего начальника генштаба, которого назначат через четыре года, есть уже не менее пяти претендентов.