Киев — В конце 2014 года одновременно в трех украинских министерствах — здравоохранения, внутренних дел и юстиции — грузинские специалисты начали подготовку к проведению реформ. Цель «легионеров» — сломать коррумпированную систему и дать толчок развитию экономики страны. Удастся ли это им, станет известно уже в ближайшее время. От скорости и качества проведения реформ зависит не только судьба самих реформаторов, но и будущее украинского государства.
Прораб Саакашвили
Главная фигура грузинских «легионеров» — Михаил Саакашвили. Именно благодаря ему на Украину прибыла целая команда реформаторов из Тбилиси. У них за плечами положительный опыт по борьбе с коррупцией и реформированию силовых ведомств. В этой команде Саакашвили отведена роль играющего тренера.
Бывшего президента Грузии с Украиной связывает многое. Он получил образование в Институте международных отношений Киевского государственного университета. Этот же вуз несколькими годами ранее окончил и Петр Порошенко.
В 2004 году, на посту президента, Саакашвили активно поддержал тогдашнюю украинскую оппозицию во главе с Виктором Ющенко, позже ставшую властью. Ющенко уже в статусе главы государства крестил второго сына Саакашвили.
Киев не выдаст Саакашвили Тбилиси
Во время своего президентства и после этого Саакашвили не терял контакты с представителями «оранжевых» на Украине. Поэтому неудивительным было его появление в Киеве после свержения режима Януковича. В декабре 2014 года Саакашвили предложили пост вице-премьера в новом украинском правительстве, но он отказался. Его также называли одним из претендентов на должность главы Национального антикоррупционного бюро.
Но экс-президент Грузии предпочел занять скромную должность внештатного советника президента Порошенко. После этого прокуратура Грузии, правда, потребовала от Украины выдать Саакашвили Тбилиси, заочно приговоренного на родине к аресту. Это, конечно же, вряд ли случится. Ведь Саакашвили — одно из «знамен» нынешних украинских преобразований.
Полиция вместо милиции, бой коррупции
Тем временем, пожалуй, самую радикальную реформу готовит первый заместитель внутренних дел Украины Эка Згуладзе. Она уже объявила о намерении переименовать милицию в полицию, о готовящихся изменениях в нормативной базе и функциональном разделении. Преобразования начнутся с создания на основе ГАИ новой патрульной службы. Собственно, этот процесс уже начался. Первые результаты будут видны весной 2015 года.
Именно тогда же министр здравоохранения Александр Квиташвили обещает представить и новую законодательную базу системы здравоохранения Украины. Еще четверо грузин во главе с первым заместителем министра юстиции Гией Гецадзе готовят реформы в Минюсте. А заместитель генерального прокурора Украины Давид Сакварелидзе, который активно участвовал в создании Национального антикоррупционного бюро, претендует еще и возглавить его.
О качестве реформ, предложенных грузинскими специалистами, конечно же, можно судить только по прошествии времени. на Украине все осознают: чуда не будет, предстоит большая и кропотливая работа.
Грузинские «легионеры» и украинская система: кто кого?
Успех реформ при участии грузинских специалистов зависит от многих факторов. И прежде всего — от политической воли украинской власти. Ситуация в Грузии образца 2004 года кардинально отличается от нынешней ситуации на Украине.
Михаил Саакашвили возглавил Грузию с командой единомышленников, которых ничто не связывало с предыдущей властью. Им нечего было терять. И они начали ломать существующую в то время систему. Вероятно, в этом главный успех грузинских преобразований по борьбе с коррупцией.
На Украине при власти на разных уровнях и сейчас находятся те, на ком держалась система в годы правлений Ющенко и Януковича. Именно при участии (активном или пассивном) этих чиновников сложилась и существует система, которую должны изменить грузинские «легионеры».
Абсолютно очевидно, что для успешного проведения реформ на Украине нужны не только идеологи из числа «легионеров». Украинские реформы требуют четкой персонификации. А именно — кто является заказчиком этих преобразований? Президент Порошенко? Премьер Яценюк? Кто берет на себя ответственность за них? И кто в случае неуспеха разделит с грузинскими специалистами ответственность? Именно от ответов на эти вопросы зависит будущее реформ, начатых грузинами на Украине.