За последние 20 лет туристы, которые приезжали в Стамбул из близлежащих стран, чтобы купить готовые текстильные и кожаные изделия, придали определенный динамизм и самобытность торговой жизни города, особенно в таких популярных местах, как Лалели, Зейтинбурну, Османбей, Стамбульский мануфактурный рынок (İMÇ). Как следствие, здесь сформировалась целая система цехов, занимающихся производством для соответствующих компаний.
По сообщениям нашей коллеги Гамзе Шенер (Gamze Şener), как только число клиентов стремительно пошло на спад по причине кризисов, с которыми столкнулись жители некоторых соседних стран, на этих традиционных для челночной торговли территориях стали одна за другой закрываться торговые точки. Когда с падением цен на нефть, ударившим по России одновременно с украинским кризисом, покупательная способность россиян резко сократилась, переполненные улицы Лалели постепенно стали пустеть. Фирмы, которые ранее за счет рынков других стран в известной мере могли покрыть дефицит, возникающий из-за спада на каком-либо одном рынке, на этот раз не в силах сделать это с помощью туристов из таких государств, как Иран или Ливия. Как отмечают владельцы магазинов в Лалели, санкции и отказ от доллара не позволяют оживить иранскую торговлю, которой раньше удавалось компенсировать сокращение на российском рынке. Ливийцам приезжать на рынок Лалели мешают беспорядки в их родной стране.
Все эти события привели к тому, что магазины, работающие с применением расчетов по открытому счету, столкнулись с проблемой непогашения задолженностей, размер которых подчас может достигать чуть ли не миллиона долларов. В результате многие магазины в регионе закрываются или становятся банкротами.
Глава Ассоциации промышленников и предпринимателей района Лалели (LASİAD) Гыйясеттин Эйюпкоджа (Gıysettin Eyüpkoca) заявляет, что в этом районе находится порядка семи тысяч магазинов, и закрывается лишь небольшое их число, причем некоторые из них делают это временно, на зимний период. Но владельцы региональных торговых сетей и мастерских подчеркивают: кризис есть, а магазины закрываются буквально на глазах.
Район Зейтинбурну, где сосредоточены магазины кожевенной отрасли, также столкнулся с трудностями из-за сокращения клиентов из России. Как выяснилось, с ноября прошлого года в районе практически полностью остановлено производство, при этом член правления Турецкой ассоциации производителей кожаных изделий Зейнель Байрак (Zeynel Bayrak), который уже на протяжении 25 лет занимается производством кожаной продукции в Зейтинбурну, так описывает нынешнюю ситуацию: «Фактически кризис начался вместе с украинскими событиями. В апреле были симптомы. В октябре кризис проявился во всю силу. В ноябре прекратили производство даже фирмы, работающие с такими брендами, как Burberry. Теперь интерес среднего класса все больше смещается в сторону кожаных изделий Пакистана и Индии. За шесть месяцев коммерческие потери составили четыре миллиарда долларов. 150 тысяч человек потеряли работу».
Что же касается İMÇ, фирмы, оказавшиеся в трудной ситуации, переходят в другие руки. Большинство из них покупают сирийцы. Среди покупателей — в основном близкие по языку арабские туристы, а производство продаваемой здесь продукции осуществляется в мастерских в районе Фатих.
Как отмечает глава Ассоциации текстильщиков-предпринимателей района Османбей (OTİAD) Сами Курт (Sami Kurt), российский кризис коснулся и этого района, но основной эффект на него все же оказывают события на Ближнем Востоке. Выразив сожаление по поводу неэффективности прошедшей в минувшем ноябре выставки, Курт сообщил, что в Османбее, где находится почти три тысячи магазинов, тоже закрылся ряд торговых точек.
Из-за российского кризиса и событий в соседних странах челночная торговля текстильными и кожаными изделиями в Стамбуле переживает не самые легкие времена.