Западные эксперты весьма пессимистично оценивают возможность остановить в ближайшее время продвижение террористических группировок, которые то и дело захватывают новые территории и устанавливают там свои порядки в надежде создать исламское государство. Экспертов можно понять. Число боевиков постоянно растет, а у США, воющих с ИГИЛ во главе международной коалиции, отсутствует четкая стратегия и даже простое понимание, как остановить продвижение террористов. Но пессимистичные прогнозы связаны не только с этим, они объясняются еще и тем, что сегодня ИГИЛ пользуется все большим влиянием среди западной молодежи.
Опрос, проведенный Британским институтом общественного мнения (British Institute of Public Opinion) несколько месяцев назад, выявил удивительную ситуацию: каждый четвертый французский подросток одобряет действия ИГИЛ. Всего, положительно или даже очень положительно об этой организации отозвалось 27% французов, в то время как в Англии таких было 6%, а в Германии — 4%. Этот феномен не связан с количеством мусульман, проживающих во Франции, они составляют не более 6% от всего населения страны. Истинные причины, по мнению занимающихся этой проблемой экспертов, кроются совсем в другом.
Антрополог Скотт Атран (Scott Atran) считает, что террористические организации — речь идет, главным образом, об ИГИЛ — способны, совершая свои страшные преступления, внушать людям чувство, пусть иллюзорное и ложное, что они совершают их во имя высокой и благородной цели. Такие идеологии, как коммунизм и капитализм, потерпели фиаско и тем самым лишили человека стремления к высшей цели и желания бороться за нее всеми возможными способами. Атран говорит о том, что представители западной цивилизации сегодня лишены всех качеств, которыми обладали когда-то великие народы: жертвенности, желания бороться, идти на риск и проливать кровь за идею. Они стремятся к тихой, спокойной и скучной жизни. С этим мнением можно спорить, а можно соглашаться, но усилия, приложенные ученым в попытках понять одно из самых опасных явлений нашего времени, безусловно заслуживают уважения.
Западные эксперты сегодня много размышляют о том, какая у террористов психология, какая философия их вдохновляет, а также пытаются понять, что за устройства они используют для проведения тайных переговоров и как им удается активно пользоваться интернетом, несмотря на слежку мировых спецслужб. Что касается арабских исследований, то они по-прежнему довольно поверхностны. А тем временем исламистам удается создавать на огромной территории Ирака и Сирии «Государство Ирака и Леванта», провозглашать «вилаяты» Синай и Сирт в Египте и Ливии, продолжать осаждать город Арсал. Они также стремятся установить свое правление и ввести нормы шариата (вернее, свою версию этих норм) на приграничных сирийско-ливанских территориях и практически в ежедневном режиме ведут бои за христианские ливанские деревни, на месте которых планируется установить «вилаят» Ливан.
В журнале Foreign Policy было опубликовано исследование о том, насколько ИГИЛ успешна в организации общественной жизни на захваченных ею территориях. Выяснилось, что новые власти прокладывают дороги, открывают новые больницы, налаживают работу почтовых служб, поддерживают работу предприятий частного сектора. ЦРУ утверждает, что ИГИЛ умело использует опыт Хезболлы, рационально распределяя финансовые средства и уделяя внимание, в первую очередь, социальным нуждам населения, таким как обеспеченность водой и электричеством, а также доступу к услугам здравоохранения. Эксперты полагают, что секрет успеха ИГИЛ заключается в сочетании методов социальной политики Хезболлы и накопленного годами военного опыта «Аль-Каиды». При это некоторые считают, что Хезболла, в свою очередь, переняла свой опыт от Организации освобождения Палестины (ООП).
Как бы там ни было, но ИГИЛ — в центре внимания современных ученых. Наблюдая за продвижением сотен тысяч ее боевиков, эксперты затрудняются предсказать, во что они могут превратить огромный мусульманский регион, простирающийся от Афганистана до стран Магриба на западе, Нигерии и Мали на юге и Казахстана на севере. В последнем выпуске французского журнала Courier International, посвященного исламскому миру, была опубликована карта, на которой были отмечены районы, целиком или частично захваченные исламистами. Все эти восемь районов вполне предсказуемо оказались зоной религиозных и этнических конфликтов. Организация «Боко Харам» (Boco Haram) и «Аль-Каида» в странах Магриба, «Аль-Шабаб» (Al-Shabaab) в Сомали… названия террористических группировок могут отличаться в разных странах, но всех их роднит то, что это самые богатые в мире организации, обеспеченные последними видами вооружений. И именно поэтому они настолько привлекательны для молодежи. Европа спохватилась лишь тогда, когда обнаружила, что боевики оказались напротив ее средиземноморского побережья. Французский премьер-министр Мануэль Вальс заявил, что европейским странам следует незамедлительно предпринять меры оборонительного характера. Но как гласит китайская пословица, «хорошая подготовка — это уже половина победы», и сегодня мир видит результаты тщательной и систематической подготовки боевиков ИГИЛ, в то время как тех, кто хочет с ними бороться, разъедают распри и конфликты.
Пока ИГИЛ умело использует все возможные пропагандистские средства, мировое сообщество проводит многочисленные переговоры и конференции в попытке запретить отвратительные «видеоленты», которые снимает эта организация. Демонстрируя массовые убийства, ИГИЛ поддерживает свою репутацию сильной и влиятельной организации, и именно эти качества привлекают к ней всех тех, кто лишился жизненных ориентиров. Видеокадры, которые демонстрирует ИГИЛ, являются ее самым мощным и смертоносным оружием, а заодно и средством привлечения в ее ряды новых членов.
Как напоминание всем тем, кто снисходительно относится к действиям ИГИЛ, звучат слова Скотта Атрана: «На протяжении веков насилие и убийства совершались во всех человеческих обществах во имя благой и высокой цели. Потому что без такой цели сложно оправдать убийства огромного количества людей». Но цена за этот продолжающийся праздник человеческого лицемерия будет слишком высокой. Весь парадокс борьбы с ИГИЛ заключается в том, что ее уже недостаточно просто победить. Семена, посеянные этой организацией в заблудших душах людей, будут еще долго прорастать. И именно в этом и заключается секрет ее силы.