Совсем недавно в Косово праздновали седьмую годовщину провозглашения независимости от Сербии, однако лишь немногие там настроены празднично. Вместо того чтобы идти на день рождения республики, они спешат покинуть ее и уехать за границу. 18 тысяч человек, прибывших в Германию в первые шесть месяцев этого года, составляют сотую часть населения Косово. Все объяснения того, почему вдруг резко увеличилось количество людей, которые хотят уехать из страны, слишком недостаточны. ООН усматривает главную причину в бедности, но это не новое явление.
Не удовлетворяет и объяснение, согласно которому массовому бегству косоваров способствуют слухи о том, что в Германии к ним относятся более великодушно. Тем более что среди беженцев присутствует большое количество представителей среднего класса, которые хорошо информированы. В качестве еще одной причины приводят и удорожание швейцарского франка: тот, кому удастся попасть в Швейцарию — вторую по популярности после Германии страну — сможет отправлять родственникам на родину, где используется евро, на 20% больше.
Вероятно, существует несколько причин массового выезда, которых объединяет один показатель: разочарование по поводу ситуации на родине. После июньских выборов появились надежды на улучшение и многие рассчитывали на перемены, поскольку правящая партия лишилась большинства в парламенте. Однако прежние власть имущие продолжают править. Именно средний класс надеялся на то, что будет покончено с кумовством, и появятся благоприятные перспективы. Эти мечты разрушены, поэтому многие, разочаровавшись, эмигрируют.
Де-факто Косово является стабильным государством, в котором отсутствует угроза безопасности, поэтому у беженцев практически нет шансов на получение соответствующего статуса. Это относится также и к другим странам Западных Балкан, среди которых, конечно, страны-члены ЕС Хорватия и Словения, а также Сербия, Босния и Герцеговина и Македония. Албания и Черногория в скором времени тоже могут попасть в этот список стран, в которые беженцев можно будет депортировать без проблем.
Речь однако идет лишь о «стабильных» с политической точки зрения государствах: по уровню материального достатка они таковыми не являются. Доход на душу населения в Косово составляет 23% от аналогичного среднего показателя в ЕС и 44% — в Черногории. Даже Болгария, которая плетется в хвосте стран Евросоюза, добилась 48%, а Хорватия и Словения, соответственно, 61% и 85%.
Недоверие препятствует интеграции
Из сказанного следуют два вывода. Во-первых, членство в ЕС по-прежнему обещает обеспечить рост благосостояния и поэтому является заманчивой перспективой. Правда, партнерство предлагают также Россия и Китай, но они считаются слишком непредсказуемыми и эгоистичными, чтобы предложить настоящую альтернативу ЕС во главе с таким очень авторитетным лидером, как Германия. Европа остается главным ориентиром для балканских народов, и об этом свидетельствует нынешний поток выезжающих. Ситуацию можно описать, перефразируя девиз, который был популярен в Германии в преддверии объединения страны: «Придет ЕС, мы останемся. Если нет, то мы пойдем к нему!»
Во-вторых, сейчас в регионе все внимание сконцентрировано на политическом аспекте, что затрудняет продвижение в сфере экономики. Дискурс обращен в прошлое, власть прочно удерживается, элиты патологически сильны, а институты патологически слабы. Население еще не справилось с последствиями войны. Недоверие никуда не исчезло, оно препятствует столь необходимой региону интеграции. На это тратится много сил извне, которые следовало бы направить на развитие экономики.
И в этом Косово тоже может служить примером. В маленькой стране осуществляют деятельность Миссия ЕС (Eulex), миротворческие силы ООН (Kfor), а также Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (Unmik) — несмотря на самоуправление, предусмотренное после провозглашения независимости в 2008 году. Одна только Миссия ООН обходится в 43 миллионов долларов в год — это соответствует 12% экспорта товаров Косово. В Миссии ЕС задействованы 2000 человек и, таким образом, в Приштине сосредоточена самая крупная группировка бюрократов Евросоюза за пределами Брюсселя.
Сначала политическая стабильность и только потом — экономическая
Ввиду столкновений между албанцами и сербами, ввиду слабых институтов в самом молодом государстве Европы такое мощное присутствие в некотором смысле оправдано. Однако иностранцам необходимо задаться вопросом, не решаются ли политические задачи в ущерб развитию экономики, не оказали ли они, добиваясь примирения и стабильности, поддержку тем управленцам и учреждениям, которые препятствуют большому участию граждан в принятии решений и благосостоянию народа.
С политической точки зрения, Косово представляет собой европейское государство в процессе формирования, а с экономической — развивающуюся страну. Объем ежегодной финансовой помощи Косово достигает 600 миллионов долларов — это десятая часть ВВП. То, что можно сказать о Косово, применимо и к другим странам на юго-востоке Европы. Решить проблему нищеты региона можно, только если более эффективно использовать материальные средства и человеческий ресурс. Например, в сфере воспитания и образования или в деле развития мелкого и среднего предпринимательства.
Было бы неверным шагом «завалить» ответственность и самостоятельность, а также нежные ростки предпринимательства щедрой денежной помощью. Кроме того, не следует настолько «раздувать» управленческий аппарат, что молодые люди начинают искать счастье прежде всего в области бесполезной бюрократии. Если такие преобразования не удастся осуществить, то народ и впредь будет «голосовать ногами».