Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ислам среди нас

То, к чему стремится Австрия, нужно всем в Европе: мусульмане должны предложить местный вариант ислама. В Германии кое-что еще должно прийти в движение.

© AP Photo / Markus SchreiberРаздача Корана на Потсдамер-платц в Берлине
Раздача Корана на Потсдамер-платц в Берлине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый австрийский закон об исламе — шаг в правильном направлении. Он создает обязывающие рамки для религиозной жизни мусульман и для их интеграции в австрийское общество. Для того, чтобы главный принцип этого закона — «ислам является частью Австрии» — был принят широкой общественностью, практикуемый в Австрии ислам должен будет отмежеваться от ислама страны происхождения.

Новый австрийский закон об исламе является шагом в правильном направлении. Он создает обязывающие рамки для религиозной жизни мусульман и для их интеграции в австрийское общество. Для того, чтобы руководящий принцип этого закона — «ислам является частью Австрии» — был принят широкой общественностью страны, практикуемый в Австрии ислам должен будет все больше отрываться от ислама страны происхождения. Разумеется, потребуется признание тех формулировок этого закона, которые говорят о превосходстве государственных законов над религиозными, а также о принадлежности мусульман к тому обществу и государству, в котором они живут.

Для этого требуется такой ислам, который соответствовал бы условиям жизни мусульман в данной стране. То, к чему стремится Австрия, нужно всем в Европе: мусульмане должны предложить местный ислам, в конечном итоге евро-ислам. Это также означает, что имамы в том количестве как раньше, уже не должны направляться Турцией, и, кроме того, больше нельзя будет принимать направляемые Саудовской Аравией деньги на финансирование мечетей.

Если ислам является частью Австрии, то тогда и образование имамов должно проходить в Австрии. Здесь возникают проблемы практического характера, решение которых может оказаться полезным и для Германии, — каким образом правительство в Вене сможет, например, обеспечить финансирование общины какой-то мечети, когда у нее не будет собственных средств для того, чтобы взять на работу (получившего образование в Австрии) имама? А что будет делать Австрия с правом отказа от свидетельских показаний у работающих в тюрьмах мусульманских духовников? И как на практике Вена будет реализовывать обещание относительно разрешения мусульманских праздников?

Подобные вопросы в Германии можно будет решить только в том случае, если мусульмане найдут для себя какую-то форму правовой самоорганизации, а ислам станет корпорацией публичного права. В этом отношении существуют однозначные критерии: религиозное сообщество не должно зависеть от иностранного государства и оно обязано в полной мере удовлетворять религиозные потребности людей.

Вместе с тем любое объединение, оплачиваемое иностранным государством, не является подобным религиозным сообществом. И в этом вопросе Австрия нас опережает, хотя и в Германии началось некоторое движение. И это также необходимо. Поскольку мусульмане живут среди нас, а составляющее общество большинство заинтересовано в том, чтобы их интеграция оказалась успешной.