Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нет, Обама, российская экономика не разорвана «в клочья»

© AP Photo / Alexander ZemlianichenkoВитрина магазина в центре Москвы
Витрина магазина в центре Москвы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пора распрощаться с надеждами на то, что Россия потерпит экономический крах, а россияне, возмущенные снижением уровня жизни, пойдут и свергнут Путина. Перед западными странами стоит нелегкий выбор — приготовиться к продолжительной осаде и ужесточать санкции, несмотря на улучшение ситуации на Украине, или начать поиск путей возобновления диалога с Россией.

Западным политикам и политологам следует быть осторожнее со своими прогнозами в отношении российской экономики — сообщения б ее крахе могут оказаться преждевременными.

Критика российской экономики стала в последнее время всеобщим любимым занятием. В прошлом месяце в своем обращении к конгрессу президент США Барак Обама заявил, что она разорвана «в клочья». А вчера Андерс Аслунд (Anders Aslund) из Института мировой экономики Петерсона опубликовал статью, в которой прогнозирует сокращение ВВП в этом году на 10% — примерно в духе тех апокалиптических прогнозов, которые преобладали, когда в конце прошлого года цена на нефть упала до самого низкого уровня и началось свободное падение рубля.

В своем прогнозе Аслунд особое внимание уделяет сокращению российских валютных резервов, некоторые из которых предназначались для поддержки государственных расходов в период экономических трудностей. Сейчас их сумма составляет 364 миллиарда долларов, что на 26% меньше, чем в прошлом году, а за период с начала этого года они сократились на 21,6 миллиарда долларов. По расчетам Аслунда, 166 миллиардов долларов будут вложены в развитие инфраструктуры и на оказание финансовой помощи компаниям, а в результате оттока капиталов и других утечек средств резервы сократятся еще на 100 миллиардов долларов. В итоге, с учетом внешнего долга, составляющего почти 600 миллиардов долларов, «состояние валютного резерва России приближается к критическому минимуму», — заявляет он.

Правда, в этом заявлении не было учтено то, что российский внешний долг сокращается одновременно с валютным резервом — так происходит, когда денежные средства используются для погашения облигаций государственных компаний. Например, в прошлом году совокупный внешний долг российского государства и компаний сократился на 129,4 миллиарда долларов, при том, что валютные резервы сократились на 124,2 миллиарда долларов. Кроме того, значительная часть оставшегося внешнего долга российских компаний фактически является частью схемы уклонения от уплаты налогов. Беря кредиты за рубежом, компании переводят прибыль в страны с более низкими налогами. Такие кредиты можно легко возобновить, если из-за санкций российская сторона не сможет платить.

Вопреки многочисленным прогнозам, угроза для российской экономики в связи с падением цен на нефть также оказалась преувеличенной. Действительно, государственные доходы России от экспорта энергоносителей в долларовом исчислении сократятся. Но поскольку Центробанк России отпустил рубль и позволил ему падать в отношении к доллару, доходы в рублевом выражении будут выше. В результате, для того чтобы сбалансировать бюджет, России уже не обязательно, чтобы нефть стоила 100 долларов за баррель — поэтому негативное влияние падения цен на нефть на состояние экономики в целом снижается.

Например, экономисты авторитетного Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара предполагают, за счет плавающего курса рубля негативное влияние низких нефтяных цен на рост ВВП сократится примерно вдвое. По их прогнозам сокращение российского ВВП в этом году составит всего 2,7% — даже если цена на нефть марки Brent будет 40 долларов за баррель (на момент написания этой статьи) она торговалась на уровне 61 доллара за баррель). Этот прогноз несколько оптимистичнее, чем оценки, прозвучавшие в ответах всех 39 экономистов, которых опрашивало агентство Bloomberg в период с 10 по 25 февраля. Они прогнозируют сокращение ВВП в среднем на 4%.

Экономические санкции, которые, по оценкам большинства, в этом году отменены не будут, оказывают гораздо меньшее влияние, чем многим на Западе хотелось бы думать. Сергей Цухло из Института Гайдара считает, что санкции повлияли только на 6% российских промышленных предприятий. «Их эффективность по-прежнему незначительна, несмотря на все то, что о них говорят», — написал он, добавив, что гораздо более важным оказалось ухудшение торговых отношений с Украиной.

Правда, из-за растущей инфляции не удастся избежать значительного снижения уровня жизни россиян. По прогнозу министерства экономики, реальные зарплаты сократятся в этом году на 9% — что, по словам Аслунда, означает, что «впервые за 15 лет на посту президента» Владимиру Путину «придется столкнуться с тем, что уровень жизни большинства жителей России будет резко падать». Правда, пока россияне перенесли первоначальный шок от падения рубля и связанной с этим инфляцией в основном спокойно. В действительности, по результатам последнего опроса, проведенного независимым «Левада-центром» в период с 20 по 23 февраля, рейтинг одобрения Путина вырос и составляет 86% по сравнению с 85% в январе.

Пора распрощаться с надеждами на то, что Россия потерпит экономический крах под давлением падающих цен на нефть и экономических санкций, и что россияне, возмущенные снижением уровня жизни, начнут протестовать и свергнут Путина. Перед западными странами стоит нелегкий выбор — приготовиться к продолжительной осаде и ужесточать санкции, несмотря на улучшение ситуации на Украине, или начать поиск путей возобновления диалога с Россией — страной, которая никуда не исчезнет.