В последние недели нам довелось наблюдать очередной виток активизации Путина: поездка в Венгрию, большое интервью, активные действия в дипломатической сфере. Если честно, я не сторонник поиска скрытых смыслов в каждом чихе российского президента. Подобная активизация происходит периодически и в последний раз наблюдалась в конце 2014 года.
Поездка в Венгрию объясняется тем, что количество заграничных маршрутов для Путина сейчас весьма ограничено — в больших столицах Европы его не очень-то хотят видеть. А вот недавнее интервью — уже, куда вероятней, игра на внутреннюю публику. Новых сигналов в этом выступлении Путина я не увидел.
Россия по-прежнему собирается продолжать свою двойственную политику на востоке Украины, нарушая условия минского перемирия. Правда, сейчас она постарается вести себя тише, поскольку совсем недавно было серьезное нарушение под Дебальцевым. В ближайшее время мы будем наблюдать тактику «мелкого фола», при этом РФ во весь голос будет кричать о необходимости соблюдения Минских соглашений.
Это тактическая линия, которой придерживается Россия: подписываются какие-нибудь договоренности, берется пауза на их реализацию, происходят нарушения по отдельным позициям, осуществляется эскалация, в том числе военным путем, новые договоренности, пауза. Вот такой цикл.
Никаких явных сигналов о том, что есть шанс на выполнение Минских соглашений, я не вижу. Поэтому начинать сейчас отвод тяжелого вооружения было бы большой ошибкой, и об этом нужно активно говорить нашим европейским партнерам. Ведь полного прекращения огня до сих пор нет, сепаратисты продолжают занимать города и поселки, расположенные в нейтральной зоне. Как в таких условиях можно отводить тяжелые вооружения, например, от Мариуполя? Это было бы фатальной ошибкой.
Кроме того, сейчас российская дипломатия бросила все силы на то, чтобы помешать нашему контрудару, связанному с инициативой отправки на Украину международного миротворческого контингента — ведь это совсем не вписывается в планы РФ. Путин все еще пытается реализовать свою стратегию «троянского коня», поэтому Россия активно шантажирует и нас, и европейцев тактикой мелкого, грязного фола.
Они будут ее продолжать, пытаясь принудить европейцев надавить на Украину, чтобы она пошла на российские условия мира. Кремль хочет поймать нас в ловушку формальной территориальной целостности: навязать две сепаратистские республики, чтобы мы взяли их на содержание, платили за них, но при этом они нам не подчинялись бы.
Мы ни в коем случае не должны соглашаться на этот вариант. Это худшее, что может с нами случиться — помимо продолжения войны, разумеется — очередная ловушка, завернутая в красивую обертку. И мы должны объяснить европейцам, что предложение России — не мир, а всего лишь его иллюзия, которая непременно приведет к возобновлению войны.