Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Киеву пора трезво оценить антиукраинские настроения в Донбассе

Минские соглашения завели Донбасс в очередной тупик: сепаратисты даже после выборов не захотят подчиняться центральной власти, а Киев вряд ли изменит Конституцию.

© REUTERS / Grigory Dukor Президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент России Владимир Путин, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко во Дворце независимости в Минске
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент России Владимир Путин, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко во Дворце независимости в Минске
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вторые Минские соглашения стали важным пунктом в истории конфликта на востоке Украины. Если на протяжении ближайших 15 дней серьезных нарушений соглашений удастся избежать (а шансы на это я бы оценил выше 50 %), наступит самая сложная часть процесса имплементации договоренностей — часть, в рамках которой они наверняка будут существенно пересмотрены.

Вторые Минские соглашения стали важным пунктом в истории конфликта на востоке Украины.

Если на протяжении ближайших 15 дней серьезных нарушений соглашений удастся избежать (а шансы на это я бы оценил выше 50 %), наступит самая сложная часть процесса имплементации договоренностей — часть, в рамках которой они наверняка будут существенно пересмотрены.

Главные споры возникнут вокруг выборов и контроля над границей.  на Украинском законодательстве в пункте о порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, на который ссылаются Минские соглашения, говорится о депутатах местных советов и должностных лицах, избранных на внеочередных выборах, назначенных парламентом. Минские договоренности предусматривают, что эти выборы должны “согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей”. Иначе говоря, неясно, происходят ли выборы руководства территорий, именующих себя ДНР и ЛНР, или же избираются органы местного самоуправления, подчиняющиеся обладминистрациям. Вряд ли вожди самопровозглашенных республик согласны зависеть от Киева.

Вопрос особенно принципиален еще и потому, что появление самоуправляющихся отдельных районов в Донецкой и Луганской областях не разрушает конструкции унитарного государства, позволяя Украине и далее осуществлять курс на евроинтеграцию. Если же пойдет речь о фактической легализации ДНР и ЛНР, Киев распишется в историческом поражении.

Лидеры мятежных территорий, судя по всему, намерены разговаривать с центральной властью Украины напрямую, а не через губернаторов восточных областей, из‑за чего почва для диалога может быть утрачена, а выборы сорваны.

Поэтому Киеву следует тщательно проработать стратегию дальнейших шагов. Период относительного мира, который может наступить в ближайшие недели, нужно использовать для максимального развития контактов с мятежными территориями. В первую очередь стоит трезво оценить, в какой мере там развиты антиукраинские настроения. Если в конфликтных районах население категорически не намерено разделять европейский выбор страны даже при сохранении культурно-исторической и языковой автономии, то принятие новой Конституции Украины (что определено пунктом 11 Минских соглашений) — излишняя мера, не соответствующая интересам государства.

Децентрализация, о которой говорится в Минских соглашениях, не означает федерализма. Федерация — политическая система, в которой субъекты федерации делегируют полномочия центру. Создавать такую систему в подвергшейся агрессии стране в условиях, когда сторонниками этого выступают лишь части двух регионов,— безумие. Децентрализация предполагает, напротив, предоставление центром дополнительных полномочий некоторым регионам без права контроля действий самого центра. Эта модель не противоречит идее расширения местного самоуправления, но не отрицает действия украинских законов на востоке страны и не допускает вмешательства органов этого местного самоуправления в определение внешнеполитического курса страны. Именно здесь пролегает граница между приемлемым и недопустимым в политической конструкции Украины.

Позиция Запада, занятая в январе-феврале 2015‑го, видимо, подтолкнула Путина к поиску компромисса. Президент России разумно предположил, что прекращение военных действий является таким благом, ради которого ответственные политики готовы пойти на политические уступки. В этом расчете есть верная составляющая: война прекратится и сменится переговорами, но они не приведут к значимому результату. Сепаратисты не захотят становиться главами районов, а Киев вряд ли будет готов изменить политический строй.

В результате Минские договоренности законсервируют сложившуюся ситуацию. На востоке Украины возникнет новое Приднестровье, которое просуществует не один год, зарабатывая на полулегальной торговле углем, контрабанде, разворовывании российской помощи и выдавливанием из Украины бесплатных газа и электроэнергии. И вопрос, реинтегрируется ли оно  на Украину или станет российским вассалом, зависит от того, насколько успешными окажутся экономические реформы  на Украине. Минские соглашения сыграют свою историческую роль, если переориентируют украинские власти с решения военных задач на восточном направлении на достижение экономических и политических целей на западном.