Процесс разрушения Католической церкви входит в решающую фазу: все громче звучат разговоры о лишении Папы римского личных привилегий и о демократическом методе принятия решений. Расписанное на долгие годы воплощение в жизнь планов прогрессистов времен Второго Ватиканского собора продолжается и обретает новых сторонников. На польском рынке появился их манифест, который рекламируют такие издания, как Gazeta Wyborcza и Tygodnik Powszechny. Книгу «Новый взгляд на управление Католической церковью» издало WAM, позиционирующее себя как старейшее католическое издательство. Иезуиты опубликовали труд Дамиана Вонсека (Damian Wąsek) — сотрудника краковского Папского университета и священника Бельско-Живецкой епархии.
Новая форма веры и демократический бунт
Что же предлагает ксендз Вонсек? Он подготовил «обоснование» для демократического бунта в Церкви! Нападки на папскую власть начались уже в ходе заседаний последнего Собора. Тогда предлагалось внести в управление Католической церковью больше коллегиальности, усилить роль епископов и местных епископатов. Хотя самые радикальные идеи не получили одобрения, современные нам модернисты относятся к ним как к очевидным вещам, называя их воплощение в жизнь «вопросом времени». Впрочем, дух постсоборного реформаторства веет от каждой страницы книги Дамиана Вонсека.
Ксендз справедливо отмечает что «новая форма веры», предложенная после Второго Ватиканского собора, «накладывает отпечаток на подход к литургии и таинствам». Однако священник, разумеется, не призывает вернуться к дособорной «форме веры», то есть, например, к более благочестивому отношению к литургии и таинствам, а также формированию этой добродетели у верующих. Он пишет, что «недостаточно лишь подчеркивать необходимость регулярно исповедоваться, причащаться или участвовать в службах: верующие ожидают соединения догматического аспекта этих обрядов с экзистенциальным». Эта «ментальная перемена» должна затронуть «способ функционирования церковных структур на всех уровнях церковной жизни». Потребность в революции проистекает таким образом из якобы «ожиданий верующих».
Идеи еретиков и схизматиков
На кого ссылается Вонсек в своих размышлениях? Список авторитетов, призывающих к смене видимой и проистекающей из Откровения формы Католической церкви, вселяет ужас. Открывает его Ханс Кюнг (Hans Küng). Церковь уже давно провозгласила, что он отошел от единой католической веры и поэтому не может считаться католическим теологом. Но ксендзу Вонсеку это не мешает. Среди авторов, которые вдохновили его на описание целей революции в Церкви оказались также: авторитет светских левых сил отец Людвик Вишневский (Ludwik Wiśniewski) и... бывшие священники — Тадеуш Бартось (Tadeusz Bartoś) и Томаш Венцлавский (Tomasz Węcławski).
Ксендз Вонсек кажется также поклонником концепций кардинала Вальтера Каспера (Walter Kasper), возглавляющего сейчас прогрессистскую фракцию в рядах священников. Именно его выступление вызвало бурю на прошлогоднем Синоде епископов: немецкий кардинал предложил устроить «обсуждение возможности причащения» разведенных людей, живущих с новыми партнерами. Автор «Нового взгляда...» с этой идеей соглашается.
Мало того, ксендз Вонсек оспаривает форму Папской власти, десятки раз цитируя... православного теолога Оливера Клемента (Oliver Clement), который сводит роль наместника Христа к туманной «защите круговорота любви».
Учение Церкви «не соответствует ожиданиям верующих»
Что предлагает обладающий такой базой священник Бельско-Живецкой епархии? Во-первых, он повторяет вслед за кардиналом Каспером, что Святой Дух может действовать демократическим образом: «то, что епископы обязаны прислушиваться к голосам снизу и относится к ним с серьезно, проистекает не столько из уважения к божьему люду, которым они управляют, сколько из принятия факта, что Святой Дух не принадлежит определенному церковному сословию, а присутствует в сердцах всех крещеных людей», — читаем мы в книге. Присутствие Святого Духа таким образом сопутствует не только Папе или кардиналам во время конклава, но любой группе верующих, неважно, о чем те думают. А если верующие по какой-то причине придерживаются разных мнений, им, видимо, придется выражать его при помощи голосования, в котором Святой Дух будет сопутствовать большинству? Сложно не задаться таким вопросом, читая похвалы ксендза по поводу разного рода опросов, которые призваны служить определению «общих настроений верующих».
Автор также повторяет старый аргумент модернистов, которые считают, что если Церковь не приспособлена к миру, ей следует ради своего же блага, как можно быстрее научиться ему соответствовать. Священник размышляет, что сделать, чтобы мир «больше доверял Церкви». Это благородная идея, но только если принимать во внимание, что мы хотим обращать кого-то в веру и не путаем доверия с одобрением светскости. «Новый взгляд...» предлагает нам, однако, изменить нечто большее, чем стиль служения церковных пастырей. «Во многих ситуациях заметно, что Учение Церкви не соответствует ожиданиям верующих, (...) епископы слишком редко прислушиваются к голосу мирян (...), система управления верующими имеет характер сильно иерархизированной структуры», — пишет Вонсек. Все ясно: нужно убрать иерархию, демократизировать управление верующими и... влияние на форму Учения.
Идея вовлечь всех верующих в управление Церковью — это ключ к пониманию основ интеллектуальной позиции, представителем которой выступает ксендз Вонсек. Коллегиальности, о которой говорилось на Соборе, современным прогрессистам стало мало. Автор книги пишет, что «демократические процедуры представляют собой наиболее зрелую форму управления, так что именно в них Католической церкви следует искать источник вдохновения». Значит, коллегиальность устарела, сейчас борьба идет за формальную и реальную демократию в Церкви.
Для Папы? Ватиканская епархия!
Однако демократизация церковных «низов» не может обойтись без перемен в прерогативах «верхов». Ксендз Вонсек взывает к более коллегиальному управлению Католической церковью, предлагая создать отдельные римскую и ватиканскую епархии. Вторую отвели бы Папе, как упоминавшемуся «защитнику круговорота любви». Наследник Святого Петра должен остаться исключительно символической фигурой, утверждающей решения постоянного Синода епископов, созвать который уже какое-то время старается глава немецкого епископата кардинал Рейнхард Маркс (Reinhard Marx) (любопытно, задумывался ли он, получил ли бы он свой сан, если бы в жизнь воплотилась его вторая идея, говорящая о возможности назначения епископов верующими). Добавим, что ксендз Вонсек, разумеется, с теплотой высказывается о перспективе демократических «выборов епископов».
По мысли автора «Нового взгляда...» Папа помимо утраты важнейших полномочий стал бы формальным лидером, занимающим должность с возрастным цензом. Достигнув возраста 75 лет, он должен будет в обязательном порядке уйти на пенсию. Такое предложение отлично отражает крайнюю нелюбовь революционеров к любого рода заметным в Церкви чертам монархизма. Любопытно, что если бы такое требование ввели при Пие XII, половина Пап годов Собора и после него не смогли бы оказаться на Петровом престоле.
Демократия демократией, но кто-то должен все это контролировать, хочется, читая очередные требования ксендза Вонсека, перефразировать классика. Папу нужно избирать, заранее определяя, с какого континента будет происходить понтифик: автор требует, чтобы конклавы следовали принципу «ротации континентов».
Похвалы в Gazeta Wyborcza и Tygodnik Powszechny. Случайность?
Изданную в ноябре книгу ксендза Вонсека заметили пока в двух (хотя, возможно, следует говорить о единственном) кругах — изданий Tygodnik Powszechny и Gazeta Wyborcza. Ксендз Адам Бонецкий (Adam Boniecki) в тексте «Применимая (sic!) утопия» хвалит «это направление размышлений о реформе Церкви», называя его вдумчивым, трезвым и творческим. При этом он размышляет, исполнил ли Франциск (первый Папа за последние 50 лет, не принимавший участия во втором Ватиканском соборе) эту «соборную миссию» до конца? Ян Турнау (Jan Turnau) («Пусть курия перестанет хозяйничать») хвалит выпущенную издательством WAM книгу с чуть меньшим энтузиазмом. Если перспектива демонтажа иерархии и децентрализации ему нравится, то «перенос максимального количества компетенций на как можно более низкие уровни церковных структур, позволяющий отдельным епископам пользоваться широкой свободой в формировании пастырской жизни» вызывает у него опасения. Ведь не все епископы смогут управлять локальной Церковью в духе видения модернистов. И что тогда?
Автор нового взгляда называет свои требования по демократизации Католической церкви «умеренными». Это может говорить или о глупости, или, наоборот, о хитроумии идейной фракции, которую он представляет. Напомню, что в течение последнего века перемены в Церкви внедряли не группы, находящиеся на крайних позициях, а так называемая «третья партия», то есть иерархи, которые называли себя «умеренными» и стремящимися к диалогу между двумя флангами, но в итоге принимали все идеи левого крыла. Попытка поместить людей, которые стремятся к полной демократизации Католической церкви, на умеренную позицию звучит как не слишком удачная шутка. Однако именно они будут сильнее всего влиять на упомянутую «третью партию».
Ксендз Вонсек задает читателям вопрос, «в каком направлении следует менять способ функционирования церковных структур и организаций, чтобы католицизм стал более убедительным для собственных последователей и стал привлекательным предложением для верующих или верующих несколько иначе». Похоже, драматический опыт постсоборных лет ничему не научил группу, которая считает, что Церковь покажется миру более привлекательной только тогда, когда уподобится этому миру. Модернисты, как кажется, желают не только (что невозможно), чтобы Церковь утратила свой сверхъестественный характер. Они хотят уничтожить и ее неповторимую земную форму.