Если бы не поварская форма, вы решили бы, что он бизнесмен или чиновник.
На самом деле, Мухаммед Низар Битар (Muhammed Nizar Bitar) — необычный «повар».
Он сирийский «беженец»…
Но и беженец он необычный.
История жизни Мухаммеда очень динамична…
Его основная профессия — мозаичное и керамическое искусство. Много лет он работал в этой сфере в Сирии. С созданием завода он расширил бизнес и стал продавать свою продукцию во многие страны, включая Турцию.
Когда-то из-за оппозиционных режиму политических взглядов Мухаммед сидел в тюрьме. После освобождения, как говорит сам Мухаммед, за «бакшиш (чаевые, а также разновидность коррупции и взяточничества на Ближнем Востоке, — прим.пер.) в размере 40 тысяч долларов» он покинул страну и мигрировал в Африку, в Кот-д’Ивуар. Впоследствии Мухаммед снова вернулся в Сирию, и, чтобы заработать на пропитание, он открыл маленький ресторан…
Как только в Сирии начались народные волнения, Мухаммед решил перебраться в Турцию вместе со своей семьей. С той же предпринимательской жилкой он принялся за новое дело и начал готовить блюда сирийской кухни в одном подвальном помещении в Аксарае (Стамбул). В дальнейшем он открыл ресторан в этом районе.
Сегодня он владелец фирмы под названием «Tarbuş» и сети ресторанов, количество которых с каждым днем возрастает.
Новая родина
«Теперь моя родина — Турция, — говорит Мухаммед. — Да, я родом из Сирии, но в Турции мне комфортно работается, мои дети здесь учатся, мое будущее здесь. Откровенно говоря, я не планирую возвращаться»…
Наш разговор с Мухаммедом состоялся накануне вечером, в рамках «Дипломатического стола», организованного Университетом Кадира Хаса. Цель данного мероприятия — познакомить турецкое гражданское общество с разными странами мира. Чтобы презентовать особенности национальной кухни какого-либо иностранного государства, ректор университета, профессор Мустафа Айдын (Mustafa Aydın) ежемесячно устраивает такой прием.
На этот раз настала очередь Сирии. «Столы» буквально ломились от вкусных сирийских яств. И, конечно, всеми, кто готовил эти блюда, руководил «шеф-повар» Мухаммед.
Приглашенным оратором на этом приеме был Метин Чорабатыр (Metin Çorabatır) — опытный эксперт по проблеме беженцев.
Долгие годы Чорабатыр работал официальным представителем Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Анкаре, в настоящее время он возглавляет «Центр исследований вопросов беженцев и миграции».
Пример Эйнштейна
В начале своего выступления Чорабатыр напомнил публике один интересный факт: Альберт Эйнштейн тоже был беженцем… Этого великого ученого, бежавшего от расистского нацистского режима, потеряла Германия. Но обрели США… Беженцы, по выражению Чорабатыра, «прибывают не только с небольшим чемоданом, но и богатым кладезем знаний».
Массовая миграция из Сирии в Турцию создает множество экономических и социальных проблем, признает Чорабатыр. Сегодня численность сирийских беженцев насчитывает 1,7 миллиона, при этом неизвестно, как долго они будут оставаться в Турции. Все зависит от ситуации в Сирии. Часть из них (как Мухаммед), возможно, и вовсе не пожелает вернуться.
С самого начала турецкое правительство предпочитало называть беженцев «гостями». Но этому затянувшемуся пребыванию в гостях просто необходим правовой статус. Большинство иностранцев теперь обосновывается в городах, поселках, они поступают на работу или находятся в поиске средств к существованию, их дети ходят в школы…
К настоящему моменту расходы Турции на беженцев составили 5,5 миллиарда долларов, и она действительно делает все возможное. При этом успех Мухаммеда Низара Битара показывает, что беженцы тоже могут внести свою лепту…