«Если бы не он, — говорил наш классный руководитель, — нас поработила бы Великобритания!»
«Если бы не он, британцы отменили бы азан (призыв к обязательной молитве у мусульман, — прим. пер.), запретили бы изучение Корана!»
«Если бы не он, они превратили бы мечети в церкви».
«Если бы не он, все мы горько стенали бы под гнетом тирании!»
А разве не это происходило с нашей нацией до 1950 года?..
Разве до этого времени не были запрещены азан на арабском языке и религиозное образование?..
Разве под названием «проект реформ в области религии» в мечетях не предлагалось поставить столы, стулья, «поклоняться» в положении сидя, играть на музыкальных инструментах?
Нашему классному руководителю не понравились бы такие вопросы.
Какое совпадение! Такого рода вопросы не одобряют и кемалисты!
Обратимся к уже встававшему на повестке дня вопросу: сколько турецких лир за всю историю Турции было потрачено на статуи с изображением Ататюрка?
Если попытаться найти ответ на вопрос о том, сколько денежных средств было потрачено на памятники, возведенные им в добром здравии, а также изваяния, которые были созданы государством, муниципалитетами и частными учреждениями после его смерти (в перерывах между переворотами), полагаю, можно получить очень интересные цифры.
Трудно говорить о степени достоверности найденных мною сведений, но один интернет-сайт сообщает, что на каждые 800 человек приходится одно изваяние Ататюрка.
Согласно PEPUG.com (21 сентября 2014 года), Турция занимает первое место в мире по количеству скульптурных бюстов.
«Если представить, что в Турции находится 67 тысяч школ, 1,2 тысячи медицинских учреждений, 6,5 тысячи оздоровительных центров, 100 джемеви (место религиозного поклонения алавитов, — прим. пер.), то станет очевидно: одних только небольших бюстов достаточно много. К ним, конечно, следует добавить бюсты и статуи на площадях, в специальных учреждениях. А тот факт, что стоимость одного бюста — не менее пяти тысяч турецких лир, объясняет, почему экономика страны находится в таком состоянии. А результаты исследований, анкетирований и вовсе удручают...»
Сайт подсчитал, как можно было бы распорядиться суммой, потраченной на статуи и бюсты, придя к таким выводам: пять аэропортов; две тысячи километров асфальтированной дороги; три пассажирских самолета; 450 больниц общего типа; 200 заводов; 20 университетов; 500 школ!
Еще одна новость на эту тему была опубликована в газете Vatan 12 сентября 2009 года:
«В Будже (Измир) за три года был завершен проект крупнейшего в Турции и десятого по величине в мире скульптурного рельефа высотой 42 метра...
...накануне состоялась церемония открытия маски Ататюрка, которая ранее откладывалась. В церемонии принял участие депутат Республиканской народной партии (РНП, политическая партия Турции, занимающая левоцентристские позиции и признающая в качестве идеологии кемализм, — прим. пер.) от Измира Ахмет Эрсин (Ahmet Ersin) и мэр города Азиз Коджаоглу (Aziz Kocaoğlu). Церемония открытия маски, вызвавшей разгоряченные споры своей стоимостью (4,2 миллиона турецких лир) и повлекшей за собой судебное преследование бывшего мэра города Джемиля Шебоя (Cemil Şeboy) и работавшей над проектом команды, проходила под музыкальное сопровождение марша "Десятый год" (произведение, созданное в 1933 году, по случаю десятой годовщины со дня образования Турецкой Республики, — прим. пер.). Новый мэр, член РНП, выступавший на церемонии открытия, заявил: "Если бы я был мэром на момент начала проекта, я не потратил бы такую сумму на маску, а четыре миллиона лир выделил бы на строительство школ, общежитий"...
Яркие краски в ход торжественной церемонии внесли живописные лазерные шоу. На протяжении восьми минут продолжался фейерверк. Высота маски достигает 42 метра, она выше 38-метровой статуи Христа-Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро...
Работы по созданию маски были начаты в скалистом склоне с видом на кольцевую дорогу в районе Чалдыран. На первых порах здесь проводились наземные исследования и статические расчеты стальной конструкции. Работа над маской, при строительстве которой использовалась стальная балка весом более 450 тонн, была завершена после трехкратного нанесения бетона методом распыления. При изготовлении маски, создателем которой стал скульптор Харун Аталайман (Harun Atalayman), использовались консультационные услуги 25 разных университетов, в первую очередь Университета Докуз Эйлюль».
Сколько бы ни стоил этот продукт, нашему классному руководителю доставило бы огромное удовольствие лицезреть его.