Существует некоторые заметные различия между современными городами и древними поселениями. Так, например, используется масса новых технологий, которые изменяют то, каким образом мы планируем и организуем наши города. Мы имеем также различные культуры, а наши экономические приоритеты значительно изменились по сравнению с тем, что было характерно для сельскохозяйственных обществ в древние времена. Однако недавнее исследование, проведенное специалистами Колорадского университета в Боулдере (University of Colorado Boulder), свидетельствует о том, что города различных эпох не так уж отличаются друг от друга, как можно было бы предположить. Эти ученые установили, что современные города развиваются так же, как древние поселения, и это открытие может изменить то, каким образом мы планируем наши будущие города.
Для данного исследования команда специалистов использовала измерения 4 тысяч древних поселений, храмов и домов в том месте, которое сейчас занимает Мехико-Сити. Сотрудник журнала Science Эмили Коновер (Emily Conover) объясняет: «Поскольку материальные предметы, которыми владели жившие на этом месте люди, были утрачены, ученые использовали замену для производительности каждого поселения — количество и размеры подобных монументов и домов их жителей».
Проведенное исследование показало, что расширение и современных, и древних городов происходило в соответствии с одинаковым набором правил, которые получили название урбанистическое масштабирование (urban scaling). Эти правила говорят о том, что по мере роста населения города люди предпочитают селиться более плотно и не отдаляться от центра. «Это позволяет людям жить более компактно, более интенсивно использовать инфраструктуру, чаще взаимодействовать и в результате производить больше в пересчете на одного человека», — отмечает один из специалистов Колорадского университета в Боулдере.
В статье, которая была опубликована на прошлой неделе в журнале Science Advances, эта группа специалистов делает еще один шаг вперед и показывает, что древние поселения, так же как и современные города, становились более производительными по мере роста количества населения. В некоторых случаях уровень производительности превышал рост населения, что говорит о том, что происходившие изменения были обусловлены не только увеличением количества работников.
«По мере роста населения сообщества или поселения общее производство этой группы увеличивалось даже более быстрыми темпами, — отметил один из главных авторов публикации Скотт Ортман (Scott Ortman). — Теория урбанистического масштабирования утверждает, что увеличение производительности возникает в результате увеличения степени социального взаимодействия. Контакты людей друг с другом оказываются дешевле, потому что они ближе друг к другу в физическом смысле».
Как подчеркивает Коновер, эта общая тенденция не зависит от размера поселения, хотя можно сделать такой вывод: чем больше город, тем более производительны люди.
«Это было поразительно и невероятно, — отмечает, не скрывая своих чувств, Ортман. — Мы были воспитаны на неизменной диете, и нам говорили о том, что, благодаря капитализму, индустриализации и демократии современный мир радикально отличается от того, что было в прошлом. Однако мы обнаружили, что фундаментальные драйверы устойчивых социально-экономических моделей в современных городах предшествуют всему этому».
Проведенное исследование может помочь ученым лучше понять то, каким образом функционируют города, а еще оно способно повлиять на будущие планы архитекторов и городских планировщиков. Так, например, одним из ключей к образованию живой и продуктивной культуры может быть большее количество общественных пространств, где люди получают возможность создавать и укреплять социальные связи. Это означает — делайте больше площадей.