В классическом фильме Джорджа Лукаса (George Lucas) «Империя наносит ответный удар» Йода терпеливо учит, ставит задачи и передает свою мудрость Люку Скайуокеру на болотах забытой планеты Дагоба, порой даже устроившись на плече этого будущего джедая. Эта сцена стала воплощением платонического идеала персонифицированного обучения.
Это такой подход к обучению, который основан на глубоком понимании индивидуальных целей, а также сильных и слабых сторон конкретного студента. На создании учебного плана в соответствии с уникальными потребностями студента. На компетентностных ориентирах (Люк сначала должен научиться поднимать в воздух камни, прежде чем пробовать поднимать в воздух свой истребитель X-Wing). А также на гибкой среде обучения, в рамках которой нужды студента диктуют все — от того, как используется пространство, до того, как распределяется время.
Персонифицированное обучение не является новым явлением в педагогике. В действительности это тот подход, который великие педагоги прошлого использовали для того, чтобы избегать монотонной работы, чтобы заставлять своих учеников добиваться наилучших результатов и чтобы наполнять свои аудитории энергией и ощущением безграничных возможностей. Спустя несколько тысяч лет после того, как Сократ вел со своим учеником Платоном знаменитые диалоги, которые вдохновили последнего на написание его «Республики», Чарльз Бэббидж (Charles Babbage) убедил Аду Лавлейс (Ada Lovelace) использовать ее математические таланты для создания того, что сегодня считается первой в истории компьютерной программой.
Сегодня темп, с которым растет импульс движения в сторону персонифицированного обучения, увеличивается благодаря сочетанию новейших технологий, множества научных исследований и признания эффективности этого подхода к обучению. Вместе эти факторы способствовали тому, что персонифицированное обучение превратилось из нерегулярной практики в мощную философию.
Следующая наша задача заключается в том, чтобы понять, как использовать то, что мы уже знаем. Мы знаем, что индивидуальный подход может полностью изменить процесс и результаты обучения конкретных студентов, и теперь мы должны решить, как применить этот богатый опыт персонифицированного обучения по отношению к миллионам студентов.
Существует масса убедительных доказательств того, что такой подход очень эффективен. В качестве примера можно привести среднюю школу MS 88 в Бруклине, Нью-Йорк, где три года назад организация New Classrooms начала внедрять новую математическую программу под названием Teach to One. В рамках этой программы учителя используют специальные программы, которые на основании оценок и информации о ресурсах MS 88 разрабатывают индивидуальный план урока для каждого ученика.
Каждое утро учащиеся MS 88 видят на мониторах свой индивидуальный учебный план на предстоящий день. Учителя обустроили свои кабинеты таким образом, чтобы учащиеся могли учиться в любом из восьми окружений, в том числе под руководством преподавателя, в группе одноклассников или индивидуально.
Программа Teach to One уже внедрена в 17 школах девяти школьных округов, и по ней учатся около 6,5 тысячи детей. Она постепенно переходит из пилотной фазы в версию 1.0, и первые ее результаты оказались весьма интригующими: за прошлый год учащиеся прошли программу по математике, рассчитанную на полтора года, таким образом, их результаты оказались на 47% выше среднего уровня по стране. Что еще удивительнее, учащиеся, оценки которых на момент начала работы программы были самыми низкими, показали самые значительные успехи.
Как учил Йода
Члены моей команды в Gates Foundation считают, что персонифицированный подход — это ключ к достижению нашей цели, которая заключается в том, чтобы подготовить каждого старшеклассника к учебе в колледже. Проработав этот вопрос с множеством партнеров по всей стране, мы составили список из четырех необходимых аспектов персонифицированного обучения.
Первый аспект — это уникальный и актуальный учебный профиль сильных и слабых мест, а также мотивов и целей каждого учащегося. В калифорнийских школах, входящих в группу Summit Public Schools, к примеру, в специальные программы закладывается информация о знаниях и умениях каждого учащегося, а также его интересы и увлечения в стенах школы и за ее пределами и его цели на будущее. Учащиеся и учителя используют эту информацию для составления индивидуального учебного плана, а также для постановки учебных задач на неделю. Учащиеся, их родители и учителя могут войти в этот профиль онлайн в любое время.
Во-вторых, студенты, принимающие участие в программе персонифицированного обучения, проходят учебную программу в соответствии со своими уникальными профилями. В частной начальной школе Acton Academy в Техасе дети вместе с учителями разрабатывают свое собственное учебное «путешествие» на основании их индивидуальных потребностей. Учащиеся сами выбирают те технологии, которые они будут использовать в процессе обучения, они могут применять новые инструменты, если они их обнаруживают. Кроме того, педагоги предлагают учащимся создавать обширные обучающие сети, чтобы узнать то, что им необходимо — будь то в интернете, в общении друг с другом или же в разговоре с экспертом в той или иной области знаний.
Третий аспект персонифицированного обучения — движение вперед в соответствии с уже достигнутыми успехами. В рамках программы Teach to One учащиеся осваивают навыки, предусмотренные их индивидуальным учебным планом, посредством общения с педагогом, вживую или онлайн, выполнения специальных заданий, предполагающих применение тех или иных знаний в реальном мире, или подготовки разнообразных проектов. Каждый день студенты получают оценку по итогам дня, и эта оценка определяет, смогут ли они двигаться дальше.
Четвертый аспект персонифицированного обучения — это гибкость учебной среды. В гибкой учебной среде, разрабатываемой и поддерживаемой учителями, педагоги имеют возможность подгонять здания к индивидуальным потребностям, навыкам и интересам конкретного учащегося, определяя, какие инструменты и методы позволят ему добиться наилучшего результата. К примеру, стены классных комнат в средней школе Нолана в Мичигане попросту снесли, а школьные парты заменили специальной модульной мебелью. Учащиеся сами выбирают, каким предметом они будут заниматься в учебное время, разделенное на довольно длинные промежутки. За работой групп, в которых насчитывается до 50 учащихся, следят два педагога, а еще два педагога используют получаемую на занятиях информацию, чтобы помочь тем учащимся, которым требуется дополнительная консультация.
Школы будущего
Школы и педагоги, которые перешли на персонифицированный подход к обучению, являются настоящими пионерами, помогающими проверить, какие методы работают, какие не работают и каким образом можно усовершенствовать эту систему. Они показывают нам, какими могут стать школы будущего. В рамках эксперимента с 23 школами, где был внедрен хотя бы один из четырех перечисленных выше аспектов, мы уже наблюдаем весьма впечатляющие промежуточные результаты.
Разумеется, в этом исследовании есть ряд ограничений: объем выборки пока остается небольшим, мы собирали информацию в течение всего двух лет и только по чартерным школам, демонстрирующим высокие результаты, кроме того, довольно трудно изолированно изучать персонифицированный подход в качестве определяющего фактора успеваемости учащихся. Несмотря на эти ограничения итоговый вывод очевиден. Судя по информации о достижениях учащихся, они добились таких результатов по математике и чтению, которые существенно превышают средний уровень по стране, если сравнивать их с результатами учащихся в тех школах, где персонифицированный подход к обучению не применяется.
Исследование продолжится и в следующем году, и число подобных исследований будет расти, поскольку специалисты продолжат накапливать доказательную базу, однако работа над тем, чтобы в распоряжении учащихся и учителей были инструменты и ресурсы, необходимые для обеспечения персонифицированного подхода, приносит массу положительных результатов. Теперь нам необходимо увеличить темпы нашей работы, чтобы как можно больше учащихся получили доступ к тем учебным моделям, которые показывают по-настоящему высокие результаты.