Собаки и свиньи, обученные искать трюфели, необычайно возбуждаются, когда чуют близкую добычу. Порой они доходят до откровенного исступления. Чем этот подземный деликатес так привлекает натасканных на него животных?
Возможно, ответ на этот вопрос знают итальянские ученые. Оказывается, черный трюфель (Tuber melanosporum) содержит вещество, схожее с психоактивным компонентом конопли.
Мауро Маккароне из университета Кампус Био-Медико в Риме и группа его коллег выяснили, что ценный гриб производит анандамид — соединение, которое отвечает за выработку в мозге человека веществ, улучшающих настроение. Механизм воздействия анандамида похож на воздействие тетрагидроканнабинола, содержащегося в марихуане.
Маккароне считает, что с помощью этого вещества трюфели привлекают животных, которые поедают грибы и помогают разносить их споры.
Цвет черным трюфелям дает темный пигмент меланин. В работе, которую Маккароне с коллегами опубликовали в 2012 году, указывается, что в организме человека производство меланина инициируется выбросом анандамида.
«Ананда» переводится с санскрита как «блаженство, полное счастье». Некоторые ученые называют анандамид «молекулой блаженства» за ту роль, которую он играет в механизмах настроения, аппетита, памяти, боли, депрессии и репродуктивной функции.
Группа Маккароне попыталась выяснить, есть ли что-то общее в процессе выработки меланина в трюфелях и в человеческом организме.
Они применили полимеразную цепную реакцию, при которой многократно копируется определенный участок ДНК, с тем, чтобы выявить гены, являющиеся своего рода строительным материалом для производства анандамида. Кроме того, ученые прибегли к масс-спектральному анализу, чтобы обнаружить сам анандамид. В ходе дальнейших опытов оказалось, что концентрация этого вещества в трюфелях тем выше, чем старше гриб.
В мозге человека анандамид, как и другие нейромедиаторы, прикрепляется к рецепторам на поверхности клеток — наподобие того, как ключ входит в замок.
Выяснилось, что трюфели обладают механизмами производства и хранения анандамида, но не имеют рецепторов, с которыми вещество могло бы соединиться и вызвать какой-то эффект.
«Отсюда следует, что анандамид они производят не для себя, — говорит Маккароне. — Мы считаем, что они таким образом привлекают животных, у которых есть нужные рецепторы — чтобы они продолжали есть трюфели и помогали распространять их споры по большой территории».
Для того, чтобы трюфели успешно размножались, им необходимы животные — они разносят споры в экскрементах. Эти грибы поедают свиньи, сурикаты, медведи гризли, павианы чакма и длинноногие потору — скрытные, избегающие человека сумчатые.
Краткая история психоактивных веществ
Анандамид является частью эндоканнабиноидной системы, которая играет важную роль в регуляции различных функций человеческого организма и нашего настроения.
Эйфория при употреблении марихуаны возникает, когда тетрагидроканнабинол активирует каннабиноидные рецепторы. Анандамид при воздействии на те же рецепторы может вызывать перемены в настроении, но сравнимой эйфории не вызывает, потому что быстро расщепляется в организме.
В 1960-е годы ученые пытались понять, почему опиаты (морфин, опиум, героин) оказывают на людей такое сильное воздействие — при том, что они имеют растительное происхождение. Исследователи предположили, что они, должно быть, активируют какие-то конкретные рецепторы, и если таковые существуют, то наш организм должен вырабатывать вещества, которые тоже действуют на эти рецепторы. Эти вещества были открыты в 1975 году: они называются энкефалины и имеют схожие с морфином болеутоляющие свойства и взаимодействуют с теми же рецепторами.
После этого открытия специалисты начали искать рецепторы, на которые воздействуют другие наркотические вещества, и в 1988 году обнаружили такую пару для тетрагидроканнабинола. Ученые опять-таки решили, что наш организм сам должен вырабатывать взаимодействующее с этими рецепторами вещество. В 1992 году израильский химик Рафаэль Мешулам идентифицировал его как анандамид.
По данным других исследований, анандамид может вызывать у животных потерю памяти. Американские ученые наблюдали, что свиньи под его воздействием склонны меньше ходить и больше лежать.
Черный (или перигорский) трюфель — второй по ценности гриб после растущего в Италии белого трюфеля.
Комментируя результаты своего исследования, Маккароне добавил, что намеревается вместе с коллегами проверить на наличие анандамида и другие виды растений.