Москва — Спустя несколько дней после освобождения Бориса Немцова из изолятора, где он оказался за проведение антикремлевских протестов в прошлом году, этого ветерана оппозиции спросили, почему он не хочет отказываться от опасного замысла публично оспаривать власть президента России Владимира Путина.
«У меня уже нет выбора, — сказал он в ходе интервью телеканалу «Дождь». — Я встал на этот путь, и с него уже не сойти».
Путь г-на Немцова оборвался за несколько минут до полуночи 27 февраля, когда неизвестные люди расстреляли его из проезжавшей машины в тот момент, когда он шел по мосту недалеко от стен Кремля и Красной площади. Ему было 55 лет.
Это убийство — самое резонансное политическое убийство путинской эпохи — напомнило о жестоких расправах 1990-х годов, когда г-н Немцов достиг вершины своей политической карьеры. Однако оно также стало отражением новой реальности путинской России, где государственные СМИ называют таких оппозиционеров, как г-н Немцов, предателями за их критику войны на Украине и навешивают на них позорный ярлык «пятой колонны», готовой уничтожить родину.
Даже сторонники Кремля были шокированы дерзким убийством г-на Немцова в одном из самых тщательно охраняемых районов Москвы.
«Убийство Немцова — не просто преступление, — написала представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова, известная своей яростной защитой линии Кремля, на своей страничке фейсбуке утром в субботу, 28 февраля. — Никогда не понимала его: ни тогда, когда он был во власти, ни тогда, когда ушел в оппозицию. Но сегодня я — Немцов».
Почти 30-летняя карьера г-на Немцова в качестве либерального активиста стала отражением краха надежд России на демократию и реформы после распада Советского Союза. Г-н Немцов, который за свою карьеру пережил многое — от первых побед на местных выборах и до назначений на высокие посты в 1990-х годах — в последние несколько лет регулярно попадал под арест в результате выступлений оппозиции.
«Я наивно думал, что таких людей, пассионарных людей, их в стране много, — сказал он в интервью журналистке телеканала «Дождь». — Это абсолютная ерунда. Людей, которые готовы рисковать своей свободой и благополучием, ничтожно мало в России». Причиной этого «генетического страха перед властями» он назвал жестокое наследие советских ГУЛАГов, системы трудовых лагерей.
Политическая карьера г-на Немцова началась в советском провинциальном городе Горький, известном тем, что там жил ученый и диссидент Андрей Сахаров, после того как правительство выслало его из Москвы. Будучи физиком по образованию, г-н Немцов выступал против строительства атомной станции недалеко от города. Подобно многим интеллектуалам того времени, в результате выборов г-н Немцов получил место в парламенте в 1988 году, когда советские власти начали экспериментировать с более свободными выборами.
Он привлек внимание президента России Бориса Ельцина в августе 1991 года, когда он присоединился к протестующим, решившим не допустить государственный переворот. Вскоре г-н Ельцин назначил его губернатором Нижегородской области, столице которой было возвращено ее досоветское название, Нижний Новгород.
Молодой — когда он получил пост губернатора, ему был 31 год — высокий и привлекательный, г-н Немцов стал воплощением новой волны политиков-новаторов, которые обещали быстрый переход к демократии и свободному рынку. За несколько лет Нижний Новгород под руководством г-на Немцова превратился в образец проведения реформ, привлек массу иностранных инвестиций и стал пионером приватизации. Но в отличие от своих зачастую оторванных от жизни коллег-реформаторов г-н Немцов обладал харизмой и обаянием, которые в тот период времени были в России довольно новым феноменом. В 1996 году он был переизбран в качестве губернатора, и тогда же он бросил вызов Кремлю своей петицией против войны с сепаратистами в Чечне.
Несмотря на это, в 1997 году г-н Ельцин перевел молодого губернатора в Москву, назначив его первым вице-премьером, ответственным за прибыльный, но крайне коррумпированный энергетический сектор. На время г-н Немцов стал фаворитом стареющего президента. Г-н Ельцин даже представил его президенту США Биллу Клинтону в качестве своего преемника, как сказал один из бывших помощников г-на Ельцина.
Однако г-н Немцов вступил в борьбу с влиятельными олигархами, чьи деловые интересы он порой оспаривал, и в период финансового кризиса 1998 года он лишился своего поста.
Хотя многие россияне обвиняли в финансовом кризисе именно реформаторов, г-н Немцов остался в политике, основав партию сторонников реформ и получив место в парламенте в результате выборов в декабре 1999 года.
Г-н Немцов принял выбор г-на Ельцина, который в конце 1999 года объявил своим преемником Владимира Путина. «Положение России могло бы быть намного хуже, если бы у нее не появился лидер, неукоснительно соблюдающий ее национальные интересы. И сейчас довольно трудно представить себе более благоприятную ситуацию», — написал г-н Немцов вместе с политологом Иеном Бреммером (Ian Bremmer) в статье, опубликованной в 2000 году в New York Times. Спустя несколько часов после убийства г-на Немцова, г-н Бреммер написал в твиттере: «Мы ошиблись. Покойся с миром, Борис».
Политические заморозки наступали медленно, но г-н Путин продолжал методично закручивать гайки в отношении независимых СМИ, пришедших в политику олигархов и других политических соперников.
В своем радио-интервью, которое г-н Немцов дал всего за несколько часов до смерти, он сказал, что, по его мнению, наступление нового президента на демократические идеалы 1990-х годов началось в конце 2000 года, когда г-н Путин предложил взять за основу российского гимна музыку старого советского гимна, но с другими словами. «Именно тогда все и началось», — сказал г-н Немцов, отметив, что он был одним из депутатов, проголосовавших против этого законопроекта.
Г-н Немцов потерял место в парламенте после того, как в 2003 году большинство мест достались прокремлевским партиям. Он перешел в оппозицию, присоединившись к откровенным критикам режима, таким как чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, чтобы основать объединение оппозиционных партий и бросить вызов г-ну Путину, когда его президентский срок подойдет к концу в 2008 году.
Однако это объединение партий не добилось значимых результатов в России, где рост цен на нефть, главную статью экспорта страны, обусловил стремительный рост уровня жизни, которого россияне не видели в течение нескольких десятилетий. Поскольку имя г-на Немцова было тесно связано с экономическим кризисом конца 1990-х годов, его прошлое стало серьезным препятствием на пути к тому, чтобы заручиться поддержкой россиян. Его репутация плейбоя и человека, живущего в свое удовольствие, оттолкнула от него и некоторых либеральных активистов.
После неудачного участия в президентских выборах 2008 года, в результате которых победил соратник г-на Путина Дмитрий Медведев, г-н Немцов создал свою оппозиционную группу «Солидарность», вступив в долгую борьбу против Кремля, как сделали польские активисты, бросившие вызов правительству в 1980-х годах в рамках движения, носившего такое же название.
Со временем повседневная действительность политической оппозиции стала характеризоваться уже не различными кампаниями и дебатами, а скорее уличными протестами и арестами. Прокремлевские активисты следовали по пятам г-на Немцова и других лидеров оппозиции, стараясь каждый раз публично их унизить. А государственные СМИ регулярно называли их предателями.
Тем не менее, в 2009 году г-н Немцов попытался еще раз принять участие в выборах, на этот раз на должность мэра Сочи, города на черноморском побережье, где он родился. Он ходил по домам избирателей, беседуя с ними и пытаясь заручиться их поддержкой. Его оппоненты преследовали его, и в какой-то момент ему даже плеснули в лицо какое-то химическое вещество. На тех выборах г-н Немцов получил 14% голосов, проиграв кандидату Кремля.
Он стал завсегдатаем протестных акций, направленных против ужесточения требований для проведения общественных демонстраций. В то время как другим лидерам удавалось скрыться с места до прибытия полиции, г-н Немцов не раз оказывался среди десятков активистов, которых арестовывали и сажали в изолятор.
В тот период, как он позже вспоминал, он так часто попадал в тюрьму, что уже начал узнавать камеры и после освобождения он часто развлекал посетителей рассказами своих сокамерников. В одной из камер, где он бывал особенно часто, в конце концов даже сделали небольшой ремонт, после того как он подал жалобу на нечеловеческие условия содержания людей.
На короткий период времени с конца 2011 до начала 2012 года массовые протесты против фальсификаций на выборах в Государственную Думу 2011 года вдохнули новую жизнь в г-на Немцова и его коллег. Однако Кремль поспешил нейтрализовать своих оппонентов, выгнав тысячи госслужащих и своих сторонников на контрдемонстрации. Государственное телевидение неустанно поливало грязью г-на Немцова и его союзников, называя их провокаторами, которым платят США. А сторонники Кремля из центральной части России даже предложили приехать в Москву и разогнать оппонентов.
Г-н Путин, готовившийся вернуться на пост президента на третий срок, быстро подхватил тот жесткий тон, который приобрела российская политика. Всего за несколько дней до выборов в ходе встречи со своими сторонниками он предупредил, что неизвестные противники, которые «сидят за границей», «ищут сакральную жертву среди заметных людей».
«Сами грохнут, извините, а потом будут власти обвинять. Я без всякого преувеличения говорю», — сказал г-н Путин.
Г-на Путина переизбрали на пост президента, и протестное движение сошло на нет. Г-н Немцов уехал в провинцию и в результате выборов получил место в думе одной из областей к северу от Москвы.
Политические заморозки усилились в прошлом году, когда г-н Немцов стал одним из немногих политиков, открыто выступивших с критикой аннексии Крыма, которую Кремль назвал своим внешнеполитическим триумфом и которая привела к рекордному росту популярности г-на Путина.
«Сейчас оппозиция занимает ту нишу, которую занимали диссиденты в советское время, — сказал г-н Немцов в своем радио-интервью в апреле прошлого года. — Это очень тяжело, кстати, находиться в меньшинстве, когда большинство агрессивное, когда большинство абсолютно зомбированное, когда большинство, опьяненное таким грандиозным успехом, вставанием с колен, борьбой с нацпредателями и прочее».
Осенью он признался своим друзьям, что ему посоветовали уехать из России ради его собственной безопасности, но он решил этого не делать.
В субботу, 28 февраля, следователи сообщили, что возможный мотив его убийства — это попытка найти «сакральную жертву», чтобы дискредитировать Кремль.