Россия Владимира Путина — бандитское государство, поэтому мы, вероятно, никогда не узнаем, ни кто убил в пятницу ночью в Москве Бориса Немцова, ни почему его убили. Немцов, бессменный лидер оппозиции, при Борисе Ельцине был вице-премьером России и мог бы повести страну к лучшему будущему, если бы ему дали такую возможность. Вместо этого ему суждено было смело отстаивать демократию и права человека и, рискуя жизнью, объяснять безразличному Западу, как опасно вести дела с человеком в Кремле.
Некоторые из его предостережений появлялись на этих страницах. В марте 2012 года он вместе с Гарри Каспаровым — еще одним лидером оппозиции — осудил политику президента Обамы по «перезагрузке» отношений с Россией и призвал администрацию заменить действовавшую во времена холодной войны поправку Джексона-Вэника законом Магницкого, который вводил санкции против российских чиновников, виновных в нарушении прав человека.
Немцов не боялся напрямую критиковать российского лидера. В той же статье он писал, что фальсификации на президентских выборах 2012 года делают г-на Путина нелегитимным президентом. Российские власти его неоднократно арестовывали и отправляли за решетку за его честность. Он также был одним из немногих в России, кто выступал в поддержку украинского демократического движения. «Поддерживая Украину, — заявил он в декабре 2013 года, — мы поддерживаем себя».
Теперь Немцов мертв, и его имя присоединилось к именам других противников г-на Путина, которых режим убил или подверг преследованиям: журналистки Анны Политковской, правозащитницы Натальи Эстемировой, лидера оппозиции Алексея Навального. Когда-нибудь эти имена будут почитать в России. Их будут помнить спустя долгое время после того, как г-н Путин уйдет в прошлое.