Тбилиси — Очень возможно, что первой жертвой санкционной политики США, приведшей к финансовой дестабилизации на постсоветском пространстве, станет не Россия, как предполагает Дж.Керри, а обожаемая Госдепом Грузия. И дело не только и не столько в плачевном состоянии лари, запредельных ценах и новой вспышке коррупции. Тбилиси в данный момент не знает, как быть — оплакивать национальную валюту или возмущаться тем, что попался на взятке начальник аппарата службы надзора столицы Джокия Бодокия, вымогавший у бизнесмена за крышевание целых 150 тысяч лари, чего во время правления «Нацдвижения», честно признаемся, трудно было себе представить.
И все же сенсация дня — заявление представителей правящей партии «Грузинская мечта» о необходимости проведения внеочередных парламентских выборов. Ясно, что от хорошей жизни на такой шаг трудно решиться. А началось все с того, что в Аджарии «мечтатели» (так называют в обиходе партию Иванишвили) уже потеряли большинство в местном парламенте — председатель комиссии по правам человека Верховного совета автономии Медея Васадзе покинула и парламент, и ряды правящей партии. Несравненная Медея ушла вовсе не по-английски, а громко хлопнув дверью — пригрозив импичментом премьер-министру правительства автономии Арчилу Хабадзе.
Угроза переизбрания нависла и над местным спикером Автандилом Беридзе. То есть Верховный совет, доселе контролировавшийся «мечтателями», на глазах трансформируется в парламент националистов, управляемых из-за рубежа Саакашвили.
Лиха беда начало. «Нацдвижение» фактически сумело расколоть казавшуюся монолитной «Грузинскую мечту» (коалиция состоит из пяти ведущих партий). Слабое звено в коалиции они нашли в лице команды Ираклия Аласании (лидер «Свободных демократов»), в котором вдруг обнаружились президентские амбиции, в связи с чем он объявил, мол, правительство Грузии свернуло с европейского пути и это необходимо исправить. Вслед за ним ушли в отставку и его однопартийцы — госминистр по евроинтеграции Алексий Петриашвили и министр иностранных дел Майя Панджикидзе (золовка все того же Аласании). После этого семейного заговора начался настоящий обвал: оставили посты главы парламентских комитетов Виктор Долидзе (Евроинтеграция), Георгий Цагареишвили (Охрана природы и окружающей среды) и Давид Онопришвили (финансово-бюджетный комитет).
К ним готовятся присоединиться и депутаты «Республиканской партии». После чего детище Иванишвили — коалиция «Грузинская мечта» окончательно потеряет большинство в парламенте Грузии... по причине скоропостижной кончины. Экс-спикер Нино Бурджанадзе в беседе с Haqqin.az заявила буквально следующее: «Единственное, за что моя партия собирается бороться в дальнейшем, — это проведение досрочных парламентских выборов».
После некоторых раздумий глава политического объединения «Демократическое движение — Единая Грузия» сочла нужным добавить: «Внеочередные выборы — единственный шаг для вывода страны из кризиса». Заметим, к слову, что еще не так давно Бурджанадзе намекала на возможность создания тандема с «Грузинской мечтой». Ныне же, по мысли Бурджанадзе, при помощи внеочередных выборов надо нейтрализовать главную опасность, которая угрожает стране — возвращение Саакашвили.
Она полагает, что экс-президент страшен не как политик, а тем, что «люди Саакашвили вооружены. Это те, кто во время нахождения у власти грабил, уничтожал и парализовал общество». Не верить прогнозам бывшей соратницы Саакашвили, с которым они вместе совершили «революцию роз», не приходится.
«Я слишком хорошо знаю его, как и нынешних лидеров «Нацдвижения». Ради возвращения к власти они пойдут на все», — предостерегает Бурджанадзе. Ее опасения не замедлил подтвердить и сам объявленный грузинским правосудием в розыск Саакашвили, оповестивший мир и соотечественников, что очень скоро вернется в Грузию и что для этого ему совершенно не нужны выборы — ни внеочередные, ни какие-либо иные.
Последние события в регионах Грузии делают эти заявления, и экс-спикера и экс-президента, отнюдь не беспочвенными. Оппозиция из «Надвижения» намерена в начале марта продолжить захват политического пространства: будут смещены со своих постов председатель Верховного совета Аджарии, а также руководство ряда других регионов.
Если учесть, что к настоящему времени «Грузинская мечта» потеряла большинство в Гурии и некоторых других регионах, а над страной повисла угроза дефолта, то положение «Грузинской мечты» нельзя не расценивать как критическое. К тому же Аласания пользуется благосклонностью американцев. Так что Иванишвили в последнем своем заявлении не случайно пустился в размышления о признаках появления объединенных оппозиционных рядов: «Нацдвижение», республиканцы и «Свободные демократы». От «Грузинской мечты» осталась едва ли половина, а от ее былой боевитости и того меньше.
Вот и генсек «Грузинской мечты» Каха Каладзе (он же вице-премьер, он же министр энергетики) не замедлил согласиться с таким исходом. Правда, в Грузии мало кто воспринимает всерьез заявления Каладзе, бывшего футболиста итальянского «Милана» и капитана сборной Грузии. Того самого Кахи, который навсегда прославил грузинский футбол, забив в 2009 году, во время встречи сборных Италии и Грузии, два неотразимых гола в... собственные ворота. Теперь он занят тем же — забивает политические голы в ворота, которые имел неосторожность оставить пустыми Иванишвили.
Впрочем, только что проглянула надежда. Лидер парламентского большинства Давид Саганелидзе оповестил сторонников Иванишвили, что в офисе партии «Грузинская мечта» состоялась встреча с учредителем интеллектуального клуба «Что, где, когда?» Георгием Мосидзе.
Парламентарий полагает, что его друг Мосидзе «очень талантливый, деловой, эрудированный человек и его команда, отличающаяся острым умом и хорошим видением дела» могут серьезно помочь правящей коалиции в случае внеочередных выборов. А они не за горами — только что стало известно, что команда Иванишвили собирается дать бой оппозиции на выборах в сентябре нынешнего года. «Вот тогда-то Грузия точно узнает, что ее ждет, где и когда она совершила ошибку», — грустно шутят тбилисцы. Другие советуют: «А может, позвать на подмогу мальчиков из КВН?»
Но вот незадача, заседание парламента страны пришлось отложить на неопределенное время — не было кворума. Работу парламента бойкотируют не только оппозиционные депутаты, но и свои «мечтатели»…