Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российское влияние в Восточном Средиземноморье

© AP Photo / Pavlos VrionidesКорабль «Адмирал Пантелеев» в порту города Лимассол, Кипр
Корабль «Адмирал Пантелеев» в порту города Лимассол, Кипр
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На первый взгляд может показаться, что соглашению, которое предоставляет российским военным кораблям право использовать порты на Южном Кипре, не стоит придавать большого значения. Путин отметил, что корабли РФ будут лишь участвовать в «операциях по борьбе с терроризмом и пиратством». Но если задуматься о времени заключения договора, то становится ясно, что это крайне важный вопрос.

На первый взгляд может показаться, что соглашению, подписанному главами России и Кипра Владимиром Путиным и Никосом Анастасиадисом (Nikos Anastasiadis), которое предоставляет российским военным кораблям право использовать порты на Южном Кипре, не стоит придавать слишком большого значения.

Как отметил Путин, задача российских военных кораблей, прибывающих в эти порты, будет состоять в «участии в международных операциях по борьбе с терроризмом и пиратством».

Но если принять во внимание момент, на который приходится подписание этого соглашения, в также обстановку в Восточном Средиземноморье, то станет очевидно, что это событие имеет огромную важность.

Вкратце его значение можно сформулировать так: Россия шаг за шагом реализует свою стратегию по усилению своего присутствия и влияния в Восточном Средиземноморье. А это говорит о том, что баланс сил в данном регионе может заметно измениться.

Давние друзья!

Интерес России к Кипру далеко не нов. «Свободный» Кипр был фаворитом Москвы и в период Макариоса. И, хотя в последние годы греческие власти пошли по пути членства в ЕС и интеграции с Западом, они сохранили тесные связи с Россией.

Сегодня Россия занимает важное место в экономике греческой части Кипра. Россияне пытались отмывать миллиарды евро в кипрских банках (кризис на Кипре ударил и по ним...). Кипр — одно из излюбленных мест отдыха российских туристов. В его южной части проживает порядка 50-60 тысяч русских.

В последнее время Россия стала проявлять интерес к разведке газовых месторождений, которую греческие власти Кипра начали в территориальных водах у южных берегов острова. Так, министры энергетики и представители компаний двух стран обсуждают вопрос о том, как Россия может поучаствовать в работах на месторождении «Афродита».

Новые соглашения

Вдобавок ко всему прочему Москва пытается укрепить политические связи с Кипром. И греческие власти готовы идти ей навстречу.

Хотя в настоящее время на Кипре у власти находится лидер правых сил (Анастасиадис), в украинском вопросе, например, кипрская администрация не поддержала курс ЕС, несмотря на членство в союзе, и отказалась присоединиться к санкциям.

Москва с удовлетворением отмечает это событие. Сейчас в том же ключе Путин пытается настроить и Грецию (благодаря левому правительству Ципраса, Çipras).

Именно в это время, в такой обстановке и было подписано соглашение об использовании российскими военными кораблями портов Южного Кипра.

Согласно заявлению Анастасиадиса, сейчас также рассматривается вопрос о предоставлении российским военным самолетам возможности использовать авиабазу на Кипре «в целях оказания гуманитарной помощи».

«Имейте меня в виду»

Хотя российские военные корабли (и, возможно, в дальнейшем российские военные самолеты) и будут выполнять в регионе лишь «гуманитарные миссии», их появление на Южном Кипре имеет огромную важность: Россия таким образом сможет заставить страны региона ощутить российское военное присутствие, а значит Путин сможет сказать: «Я тоже здесь».

В последнее время Путин предпринял и другие шаги в этом направлении. В частности, в ходе недавнего визита российского лидера в Каир были подписаны экономические и военные соглашения между Россией и Египтом.

На фоне раздробленности среди стран региона и подверженного колебаниям Запада российская дипломатия может свободно проводить стратегию распространения собственного влияния. Частью этой стратегии является сохранение присутствия и активности в Сирии.