22 ноября 60-летняя жительница Украины Валентина Петровна решилась покинуть Луганск со своим шестилетним внуком Кириллом. За три месяца до этого ее сын и невестка, родители мальчика, погибли при бомбардировке во время конфликта, разгоревшегося на Востоке Украины между сепаратистами и украинскими войсками.
Бабушка и внук на автобусе пересекли российскую границу и прибыли в Неклиновский район, расположенный в 30 км от границы, в Ростовской области, которая служит главными воротами в Россию для тех, кто покидает зону фронта.
Они примкнули к другим 600 украинцев, которые сегодня живут в доме детского творчества, переделанном в лагерь для беженцев.
Кабинет госслужащей Анжелики Васильевны (40 лет), которая занимается регистрацией новоприбывших, украшают портреты президента России Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.
Светлана Головник (34 года) с дочерью Еленой (5 лет) живет в лагере с сентября. Они покинули Дебальцево, где развернулось недавнее военное противостояние, которое завершилось победой повстанцев, заставивших киевские войска отступить.
«Мой муж остался работать там на электростанции, он навещал нас в декабре, мы созваниваемся, когда это возможно. Вернуться обратно мы не можем», — говорит Светлана.
Один раз в неделю для ее дочери, внука Валентины и еще 30 детей организуют школьные занятия.
«Детей несложно отвлечь, поскольку большинство даже не понимает, что на самом деле происходит», — рассказывает учитель Максим Алексеевич.
Под контролем сепаратистов находятся области Донецка и Луганска. В последней совсем недавно проживала Ирина Гозман (55 лет), которая бежала в Россию со своей матерью Ольгой (77 лет) и мужем — инженером Сергеем (59 лет). Их 27-летний сын вот-вот присоединится к родителям, а другой, 35 лет, уже нашел работу в российском городе Белгороде.
Каждый шаг беженцев контролируется властями. Журналисты Folha смогли попасть на территорию лагеря в минувшую среду, лишь после того как Анжелика известила о том соответствующие органы власти и получила разрешение на визит.
На железнодорожном вокзале Ростова-на-Дону центральный вестибюль оцеплен для пользования беженцами, которых перенаправят в другие города России.
Полиция разрешила нам посетить его при условии не использовать фото- и видеосъемку.
С чемоданами, полными одежды и домашней утвари, десятки людей проводят здесь дни в ожидании своей квоты на выезд.
Семейная пара, Дмитрий Федоренко и Анна, обоим по 33 года, только что приехали со своей двухлетней дочерью из Донецка. Они хотят отправиться в Екатеринбург, четвертый по численности населения город в России, где уже два месяца живет мать Дмитрия.
По данным УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев), с апреля прошлого года зону конфликта покинул один миллион человек. До этого на данной территории проживало около 5,2 миллиона жителей. По оценкам данного органа, 600 тысяч беженцев обратилось за помощью к соседним государствам, не только к России.
Российское правительство пускает в ход иные цифры. Данные, обнародованные две недели назад Федеральной миграционной службой, говорят нам, что за тот же период границу с Россией пересекли 915 тысяч украинцев — по крайней мере 40 тысяч проживают в одной только Ростовской области. Одни приезжают с намерением однажды вернуться на родину, другие собираются остаться в России навсегда.
По свидетельствам Москвы, 288 тысяч человек уже получили временное убежище, 190 тысяч какой-либо статус резидентов, а 68 тысячам было присвоено российское гражданство.
В одном из домов в центре Ростова-на-Дону Folha обнаружила 127 украинских граждан, среди которых 23 — дети.
В том же районе мы повстречали и семью повстанца. Галина Попкова (28 лет) приехала сюда с двумя детьми: Ангелиной (6 лет) и Максимом (1 год). Она рассказала, что ее муж, сражающийся в отряде сепаратистов, остался в Мариуполе, в одном из очагов конфликта.
Политический расчет
Наличествующие факты свидетельствуют о том, что президент Владимир Путин все с большей готовностью открывает беженцам двери России, хотя Украина заявляет, что реальные цифры Москвою завышены.
Путин обвиняется Украиной и западными державами в оказании военной поддержки сепаратистам с целью взятия данного региона под контроль в ближайшем будущем.
Расчет российского лидера в том, чтобы отрицать военную поддержку, оказываемую повстанцам, однако снискать симпатии у жителей Восточной Украины и тем самым подорвать имидж президента соседней страны и своего политического противника Петро Порошенко.
Путину удался его политический ход, однако за него президенту приходится платить очень высокую цену в условиях значительного ослабления российской экономики: по крайней мере 11 миллиардов рублей (520 миллиардов реалов), по предоставленным правительством данным, уже было истрачено на прием украинских беженцев из зоны конфликта.
Противостояние на Востоке началось в апреле 2014 года, спустя несколько недель после того, как Крым, ранее относившийся к Украине, был аннексирован Россией при вооруженном вмешательстве Москвы.
По оценкам, по крайней мере 5 тысяч человек погибло в конфликте, который в данный момент находится на опытной стадии перемирия, заключенного после долгого процесса переговоров между лидерами сепаратистов, Украины, России, Германии и Франции.