Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин положил конец недоразумениям, и Германия помирилась с Францией

© AP Photo / Thibault CamusАнгела Меркель и Франсуа Олланд перед встречей в Париже
Ангела Меркель и Франсуа Олланд перед встречей в Париже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Меркель и Саркози были настолько близки, что их даже называли «Меркози». Но сегодня Меркель всячески сторонится своего бывшего союзника. Прошлой весной она пригласила Олланда в свой избирательный округ на Балтийском море, включив его в группу избранных лидеров, куда также вошел президент Джордж Буш. Все они почувствовали гостеприимство канцлера.

Ангела Меркель и Франсуа Олланд наконец-то выяснили, что они ладят друг с другом. Публично поддержав оппонента Олланда на президентских выборах, Меркель выражала несогласие с Францией в вопросе экономического курса еврозоны, активного сальдо торгового баланса Германии и достоинств жесткой экономии. Сейчас, когда после избрания Олланда прошло почти три года, руководители урегулировали свои разногласия, о чем сообщают представители правительств двух стран, непосредственно причастные к их взаимодействию.

Это примирение произошло в основном благодаря вторжению Владимира Путина на Украину и совместным усилиям Франции и Германии по урегулированию конфликта, заявили эти чиновники, попросившие не называть их имена, поскольку речь идет о вопросах личного характера. Выработав совместные позиции во время длившихся всю ночь переговоров в Минске в прошлом месяце, Меркель и Олланд сейчас пришли к согласию по Греции, по вопросам борьбы с терроризмом, антисемитизмом и расизмом. Оба они обладают чувством сухого и самокритичного юмора.

«В своей политике они руководствуются не инстинктами, не внутренними ощущениями, а скорее своим прагматичным мировоззрением», — сказал в интервью по телефону заместитель директора Германо-французского института в немецком Людвигсбурге Штефан Зайдендорф (Stefan Seidendorf). По его словам, Меркель теперь высоко ценит то обстоятельство, что ей удается ладить с Олландом гораздо лучше, чем с его предшественником Николя Саркози, которого она поддержала в 2012 году, когда тот безуспешно баллотировался в президенты.

Сегодня, когда США и другие страны ждут от Европы активных действий по восстановлению экономики и в отношениях с Россией, новообретенное взаимопонимание между главами двух ведущих европейских экономик — одной консервативной, другой социалистической — уже способствует укреплению рядов и формированию единства.

Последствия санкций

Германия рискнула своим положением крупнейшего европейского торгового партнера России и настояла на санкциях, из-за которых ее экспорт в Россию в 2014 году упал на 18 процентов по сравнению с 2013 годом. В денежном выражении сокращение объемов двусторонней торговли составило более 9 миллиардов евро (10 миллиардов долларов). Франция под давлением со стороны Европы и США приостановила исполнение контракта с Россией на поставку двух боевых кораблей, стоимость которого составляет 1,2 миллиарда евро.

Надо сказать, что в последние годы Германия и Франция расходились во взглядах буквально во всем, начиная с надзора над банками и кончая созданием новых рабочих мест. Самые важные разногласия всегда будут заметны, тем более, что Олланд и Меркель принадлежат разным политическим лагерям в Европе. Однако, как говорят официальные представители, они никогда не отдалялись друг от друга, и отношения между ними были не так плохи, как их изображали.

В последние недели лидеры двух стран, которые являются 60-летними ровесниками, сблизились благодаря совместным усилиям по продвижению мира на Украине. По словам представителей правительств Франции и Германии, в этом вопросе у них единое мнение.

Взявшись за руки

После того, как Париж в январе сотрясли теракты, их объединила общая цель. Взявшись за руки, Олланд и Меркель 11 января возглавили марш против исламистского насилия, который прошел в Париже. Он был организован в ответ на парижские теракты, в ходе которых террористы убили 17 человек в редакции сатирического журнала Charlie Hebdo и в кошерном магазине. Олланда тронула быстрая реакция Меркель и проявленная ею после терактов солидарность.

Оба лидера сделали одинаковые выводы из внутренних угроз, и они полны решимости бороться с усиливающимся расизмом, заявляют немецкие и французские представители.

Спустя месяц после парижских терактов Меркель и Олланд снова объединили усилия, отправившись в Киев, в Москву, а затем в Минск, где единым фронтом выступили против Путина в попытке остановить эскалацию насилия между правительственными войсками и силами пророссийских сепаратистов на востоке Украины.

Прибыв 11 февраля в аэропорт белорусской столицы отдельно, Олланд и Меркель встретились в самолете канцлера, чтобы обсудить вопросы стратегии. В город они поехали в одном автомобиле, и вместе вошли в зал на переговоры о мире с Путиным и с украинским президентом Петром Порошенко, которые завершились уже утром следующего дня.

Твердость в отношении Греции

«Я хочу поблагодарить Ангелу Меркель», — сказал Олланд репортерам после переговоров с ней в Париже, которые состоялись спустя неделю. Она «стала первой главой европейского государства, кто сказал, что приедет в Париж» на антитеррористический марш, подчеркнув тем самым «исключительное качество наших взаимоотношений», заявил президент.

Прошло более года с начала крупнейшего после окончания холодной войны противостояния с Россией, и сейчас Меркель и Олланд идут нога в ногу как настоящие партнеры по объединившему 28 стран-членов Евросоюзу, в котором постоянно сохраняется угроза разногласий по вопросам внешней и экономической политики.

Когда греческое правительство Алексиса Ципраса пыталось добиться содействия Франции в своей кампании за прекращение программы затягивания поясов в экономике, обвиняя в основном Германию, французский лидер ясно дал понять, что не нарушит строй.

Меркель и Олланд изложили свои общие позиции по Греции на пресс-конференции в Париже, а позже в тот же день министры финансов стран еврозоны договорились о предоставлении помощи Греции в обмен на список обязательств правительства Ципраса. Тем самым, удалось покончить с противостоянием по вопросу финансирования самого большого должника в Европе.

Удар молнии

Когда Олланд в мае 2012 года пришел к власти, одержав победу над политическим союзником и партнером Меркель Саркози, с которым она совместно боролась за сохранение евро после распространения в 2010 году начавшегося с Греции долгового кризиса, гармонии в их отношениях было намного меньше.

В вымокший во время парада на Елисейских полях самолет Олланда попала молния, когда он летел в Берлин, из-за чего встреча с Меркель была перенесена на несколько часов.

Когда французские избиратели выбрали Олланда, обещавшего ослабить меры жесткой бюджетной экономии, за которые ратовала Меркель в рамках борьбы с долговым кризисом, начались стычки по вопросам выпуска еврооблигаций, европейского банковского союза и из-за стремления Меркель сделать европейские экономики более конкурентоспособными, которое она нацелила в том числе и на Францию.

Меркель и Саркози были настолько близки, что их даже называли «Меркози». Но сегодня Меркель всячески сторонится своего бывшего союзника. Прошлой весной она пригласила Олланда в свой избирательный округ на Балтийском море, включив его в группу избранных лидеров, куда также вошел президент Джордж Буш. Все они почувствовали гостеприимство канцлера.

«Очевидно, Меркель извлекла нужные уроки из своего неудачного телевыступления с Саркози во время президентской кампании», — сказал Зайдендорф из Германо-французского института.

Самые большие разногласия между Меркель и Олландом складываются в вопросе устранения бюджетного дефицита. Но здесь два лидера отложили в сторону свои противоречия из-за экономических принципов и с уважением относятся к позиции друг друга, сказал один из официальных представителей правительства. В прошлом году Германия сумела сбалансировать свой бюджет, а Еврокомиссия дала Франции срок до 2017 года, чтобы та сократила дефицит до трех процентов от валового внутреннего продукта. Это предельно допустимое значение в еврозоне.

«Не мне предъявлять требования, потому что у Франции своя программа реформ, — заявила 20 февраля Меркель, стоя в Париже рядом с Олландом. — Это хорошее дело, и никаких комментариев со стороны Германии оно не требует».