Минские соглашения от 12 февраля 2015 года могут быть как кратковременной передышкой перед новым витком противостояния, так и началом пути к мирному урегулированию кризиса на Украине. Разворачивание событий по второму сценарию полностью зависит от того, как поведет себя наиболее уязвимая сторона конфликта — украинское правительство, возглавляемое Петром Порошенко. Те в Европе, кто не поддерживает идею США о поставках Украине оружия, убедили Порошенко уступить по двум пунктам переговорной повестки: вступление Украины в НАТО в ближайшей перспективе и предоставление автономии пророссийским областям Восточной Украины.
Украинский кризис начался ровно год назад, и уже сейчас очевидно, что Россия в этой игре одерживает победу по всем направлениям. Нацеленные против Путина санкции не сработали, украинская экономика на гране коллапса, киевские войска оказались неспособны одержать победу в вооруженном противостоянии, под контроль сепаратистов переходят все новые территории. Но главное — люди всего мира, включая и жителей стран ЕС, не поддерживают этой ничем не мотивированной попытки откатиться в международных отношениях к состоянию холодной войны.
Санкции, как это нередко случается, лишь укрепили позиции того, против кого они направлены. Санкционное давление не заставило Владимира Путина отступить — напротив, впервые рейтинг поддержки российского Президента внутри страны достиг исторического максимума в 85%. Россия не изолирована, поскольку остальной мир не считает ее угрозой для международной безопасности. Чтобы понять это, достаточно посмотреть, сколько стран вняли евроатлантическому призыву ввести против России собственные санкции: почти никто этого не сделал.
Несмотря на это, продолжают раздаваться призывы снабдить Украину современными видами вооружения. На этом настаивают натовский генералитет, «ястребы» Республиканской партии США, беспартийные сторонники милитаристской политики, Польша и страны Прибалтики. Они совершают серьезную ошибку. На каждый нанесенный ей удар Россия обязательно ответит, так как убеждена, что отстаивает свои стратегические интересы. В ее распоряжении мощная армия и огромные арсеналы ядерного оружия. Штаты же, которых от украинского фронта отделяет 8 тысяч километров, не чувствуют никакой прямой угрозы. Большая часть жителей США даже не имеют представления, в какой части света расположена Украина.
Никто не угрожает и европейцам. Поэтому, как показывают опросы общественного мнения, жители ЕС не слушают свои правительства и СМИ, захлестнутые русофобским угаром, Никто в Европе не хочет воевать с Россией по одной простой причине — люди просто не видят для этого повода. СССР с его коммунистической идеологией прекратил существование 26 лет назад. В этой связи Канцлер ФРГ Ангела Меркель напомнила Президенту США Бараку Обаме, что советская империя распалась бескровно. Российское руководство всегда стремилось дружить и сотрудничать с Европой и США. Россия стала частью международного сообщества, уважающей правила его общежития. После роспуска Организации Варшавского договора Москва не настаивала на ликвидации НАТО, которая при Билле Клинтоне подвинулась к самым российским границам.
До событий 2014 года на Украине граждане стран ЕС слышали применительно к России лишь слова «партнерство», «сотрудничество», «наращивание объемов взаимной торговли» и т.д. ЕС, Россия и США до недавнего времени плодотворно сотрудничали по наиболее острым вопросам международного досье: от борьбы с исламским терроризмом до Ближнего Востока, от мировой торговли до проблем разоружения.
Поэтому так сложно убедить людей в демократических государствах, пытающихся самостоятельно анализировать происходящее, что страна, которой несколько лет назад предлагали войти в НАТО (и даже стать в перспективе членом ЕС), в одночасье превратилась во врага. Сложно поверить, что ее возглавляет параноик и «разжигатель войны», которого сравнивают с Гитлером и Сталиным. Европейцев трудно в этом убедить, прежде всего, из-за отсутствия доказательств. Ведь вся информация, находящаяся в открытом доступе, свидетельствует об обратном. Постсоветская Россия никогда не вторгалась на чужие территории и не развязывала военные конфликты против других государств. В 2008 году она отразила нападение Грузии, а затем — соседнего государства, которое посягнуло на самобытность и законные права проживающих там миллионов русскоговорящих и воспитанных в традициях русской культуры жителей.
Если оставить мускулистую риторику и обратиться к сути Минских соглашений, главным остается вопрос: удастся ли Петру Порошенко заставить правых экстремистов, под диктовку которых до настоящего времени в этой стране писались законы, пойти на проведение конституционной реформы, предоставляющей широкую автономию восточным регионам страны. Подобные вопросы в Европе обычно решаются посредством диалога, децентрализации власти и референдума. Так было с итальянской областью Трентино Альто-Адидже, с Шотландией и даже с Косово.
Да, есть те, которые любым путем стремятся представить России в образе врага. У них это не выходит. Здравомыслящие люди не будут воевать с Россией, чтобы определить форму правления в регионе, который входил в ее состав со времен Екатерины II. В итоге, чьи интересы возобладают: европейских граждан, которые не считают Россию враждебной державой, или же продавцов страха и военно-промышленных кругов США?
Пино Арлакки, бывший депутат Европарламента, бывший заместитель Генерального секретаря ООН.