Вашингтон — «Линия защиты стран Балтии сейчас на Украине. Украине нужно обучение и оружие. Одни санкции не будут действовать — они будут действенны в долгосрочный период, а в краткосрочный у Владимира Путина еще есть время взорвать весь регион. Я говорю и о странах Балтии — наши друзья в опасности, и в случае войны у них не будет такого стратегического преимущества, какое есть у Украины», — сказал экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, который недавно стал главой Консультативного международного совета реформ Украины и создал мозговой центр в Вашингтоне, который будет готовить новых лидеров.
По поводу Донбасса и Крыма все было ясно в 2008. На Украине решается судьба наших общих ценностей, война на Украине идет не за территории, не за ресурсы, она идет из-за образа жизни, из-за ценностей. Она идет из-за того, крепкие ли эти ценности, и можно ли их защитить.
Владимира Путина не волнует ни Дебальцево, ни Мариуполь, эти названия он, вероятно, лишь недавно узнал. Но его волнует, что рядом появится не коррумпированное, эффективное украинское государство. Он прекрасно знает, как эмоционально реагируют русские на то, что происходит на Украине, и если ей удастся избавиться от коррупции, из круга немощной экономики, неэффективности и других зол, которых там по-прежнему много, тогда россияне спросят: почему Россия не может это сделать. И у Путина не будет ответа, его ответ — направленные танки и российские военные силы, погубившие тысячи.
Это мы уже видели в 2008 году. Можете почитать в Wikileaks, что я тогда говорил послу США: что на очереди Донбасс, Крым, что Виктор Янукович победит на выборах, и Россия займет эти территории. Конечно, тогда Вашингтон не отнесся к этому серьезно, смотрел на меня как на эксцентрика, который говорит странные вещи, но все так и случилось. Я не хочу быть Кассандрой, но прогнозирую, что будет покушение на Мариуполь, потом ожидают террористические атаки, какие он организовал и в Харькове, и много раз в Грузии. Он будет пытаться дестабилизировать ситуацию в Киеве и развалить Украину навсегда.
Чем закончится инвазия на Украину? Если США и ЕС не предоставят оружие, все закончится очень плохо. Эта задержка губительна для нас, Украины и Америки. США победили три раза в Европе, в том числе — в Холодной войне, и сейчас теряет плоды этих побед. Никто не решается просить дислокации военных США на Украине, никто не просит очень дорогое оружие, но им нужно оружие точного попадания. Кроме этого, США еще в марте говорили, что нет времени на обучение украинских военных, между тем, Россия обучала сепаратистов. Программы обучения США очень эффективны, они могут обучить людей за пять недель — мы видели это в Грузии. То есть, Украине нужны учения и оружие. Одни санкции не будут действовать — они будут действенны в долгосрочный период, а в краткосрочный у Владимира Путина еще есть время взорвать весь регион. Я говорю и о странах Балтии — наши друзья в опасности.
Линия защиты стран Балтии сейчас на Украине. Украина — огромная страна, у нее есть стратегическая глубина (англ. strategic depth — расстояние от линии фронта до жизненно важных центров, ресурсов, возможность отступления для армии, безопасный тыл — прим. ред.), для того, чтобы с ней воевать, нужно много военных. У стран Балтии нет такого преимущества. Я помню свой последний разговор с Путиным в феврале 2014 года, он тогда сказал, что страны Балтии не защищены, НАТО палец о палец не ударит, чтобы их защитить. Путин не остановится, пока его не остановят.
Какая должна быть политика США в отношении востока Европы? Не время ли вернуться к старой доброй политике сдерживания России? Путин более опасен, чем Советский Союз, потому что он один принимает решения. Но вместе с тем, он уязвим, потому что у СССР была огромная мягкая сила, некоторое время он действительно соревновался с идеями США. Сейчас в России этого нет, поэтому в долгосрочный период ее можно победить, а в краткосрочный период, конечно, нужна стратегия сдерживания: сделать так, чтобы Путину были недоступны его деньги в банках Европы, поощрять реформы в соседних странах. Это и есть мягкая сила, которая есть у Запада, особенно США.
Надо избавиться от Путина. Если его не будет, все станет намного проще — намного легче, чем изменить Советский Союз, так как он был крепче того, который представляет Путин. Он ни перед кем не отчитывается, делает что хочет, шантажирует, постоянно переходит границы: сейчас угрожает атомным оружием. Его необходимо остановить, так как кажется, что остановить его нельзя. Раньше считалось невозможным, чтобы российские танки ездили по Европе в 21 веке, но сейчас 2015 год, и российские танки едут по Европе, и кажется, что некому их остановить. Происходит то же, что и в середине 20 века.
Прежде всего, надо отказаться от «коммерческой мудрости», на которой основываются почти все надежды: якобы, это конец истории, Россия — нормальная страна, и надо отказаться от паранойи холодной войны, взаимная зависимость — это важно, и так далее. Россия тоже использует аргумент взаимной зависимости, но только в том смысле, что другие зависят от нее. Поэтому некоторые установки Вашингтона должны меняться, так как они не действуют.
Какой наихудший сценарий, который готовит Путин? Он хочет занять большую часть востока Украины, юг, он хочет отделить Украину от моря до самой Молдовы, соединить с Приднестровьем. Хотя он и лжет, но всегда сообщает о своих планах заранее, так как хочет проверить реакцию. И обычно реакция Запада такая: «нет-нет, он не осмелится это сделать», другая сторона утешает себя пустыми надеждами. Так действует демократия — политики не хотят слышать плохие новости, потому что избиратели не хотят.
Также Саакашвили ответил на вопросы Delfi:
— Какие основные реформы, которые вы хотели бы осуществить на Украине? Какие истории успеха хотели бы перенести из Грузии?
— Грузия была единственной постсоветской не прибалтийской страной, которая смогла осуществить реформы. В правительстве Украины есть несколько членов бывшего правительства Грузии и глав госучреждений. Сейчас мы сконцентрировались на реформе полиции, дерегуляции, упрощении процедур.
— Страна большая, очень коррумпированная, а Россия будет стараться, чтобы реформы потерпели крах…
— Да, но на Украине выросло невероятное новое поколение, которое обнадеживает, и уже есть прогресс. Вот киевская полиции действительно стала лучше.
— Достаточно ли политической воли для осуществления реформ?
— Ее хватает, у нас есть поддержка президента Порошенко, огромное давление со стороны общества и в связи с реальными обстоятельствами: Украина терпит банкротство, и нельзя управлять страной по-старому. То, что они пригласили столько реформаторов из Грузии, показывает, что они искренне хотят меняться.
— Вы упоминали, что для Украины единственный выход — поддержка оружием. Нет ли другого выхода?
— Нет, уступки России не подействуют. Украине надо помочь осуществлять реформы, помочь оружием, сдерживать Россию и начать добиваться членства в ЕС и НАТО. Другие способы не подействуют.