8 февраля. Спецпредставитель Обамы в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ, генерал в отставке Джон Аллен (John Allen) заявил, что в скором времени иракские силы при поддержке международной коалиции начнут наземную операцию против организации.
11 февраля. Пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби (John Kirby) отметил: «Все силы сконцентрированы на Мосуле, но я не могу дать какой-либо прогноз относительно даты и времени начала наземной операции».
16 февраля. Сообщив, что иракская армия готовится освободить Мосул от ИГИЛ, премьер-министр Ирака Хайдар аль-Ибади (Haydar İbadi) отметил: «В ближайшие месяцы будут приняты меры в отношении Мосула».
19 февраля. Турция и США в лице замминистра иностранных дел и посла США в Анкаре подписали соглашение о подготовке и оснащении сил сирийской оппозиции. С 1 марта этот документ официально вступил в силу.
20 февраля. Замминистра иностранных дел Феридун Синирлиоглу (Feridun Sinirlioğlu) посетил Вашингтон. В ходе его поездки в американскую столицу обсуждалась роль, которую Турция в дальнейшем будет играть в коалиции.
22 февраля. В ходе военной операции была эвакуирована гробница Сулеймана Шаха, которая находилась в деревне Каракозак, расположенной на территории сирийского города Алеппо.
25 февраля. Вице-президент Ирака, политик-суннит Усама Нуджейфи (Usame Nuceyfi), приехавший по приглашению Давутоглу (Davutoğlu) в Анкару, был принят в официальной резиденции премьер-министра.
28 февраля. Президент Эрдоган посетил Эр-Рияд. Эрдоган, приехавший на переговоры с новым королем Салманом, попытался воссоздать союз Турции, Катара и Саудовской Аравии.
***
Как показывают все эти вышеперечисленные события, битва за Мосул - не за горами. И, очевидно, Турции отведена важная роль в этой войне. Теперь ясна и цель, стоявшая за маневром Анкары, которая подписала соглашение «обучай — оснащай», а затем эвакуировала усыпальницу Сулеймана Шаха. Власти Партии справедливости и развития долго противились тому, чтобы принимать активное участие в операции против радикально-исламистской организации. Но вчерашние слова министра национальной обороны Исмета Йылмаза (İsmet Yılmaz) поставили последнюю точку в этом вопросе: «Турция — член коалиции по борьбе с ИГИЛ. Она стала вносить конкретный вклад. Мы выполняем все обязательства, которых требует членство в коалиции».
***
О том, что Турция примет участие в операции и будет оказывать там военную и логистическую поддержку, сообщил и брат приглашенного в Анкару Усамы Нуджейфи, губернатор Мосула Эсиль Нуджейфи (Esil Nuceyfi), который был вынужден покинуть город после того, как тот оказался в руках ИГИЛ. Ожидается, что комплексная атака состоится в апреле-мае. Министерство обороны США также заявило, что операция может быть проведена в это время. Отмечается, что операция по «спасению Мосула», подготовка к которой идет под руководством США, будет проведена коалицией, состоящей из иракской армии, шиитских боевиков, отрядов пешмерга, суннитских племен, объединений езидов. США же направят в регион две тысячи военнослужащих.
***
Битва за Мосул будет трудной. Второй по величине город Ирака с населением в один миллион человек в июне прошлого года перешел под контроль ИГИЛ. Пока идет подготовка к штурму Мосула, иракская армия и добровольческие формирования проводят операцию по освобождению Тикрита. Сообщается, что сирийская армия и «Хезболла» также возобновили свои операции против ИГИЛ и ее производных в треугольнике Деръа — Эль-Кунейтра — Дамаск.
***
ИГИЛ будет достаточно сложно удерживать позиции, когда против нее начнутся боевые действия сразу на трех фронтах. Радикально-исламистская организация, объединяющая тысячи иностранцев-джихадистов и с каждым днем все больше утрачивающая поддержку племен, неизбежно не выдержит столь интенсивной атаки регулярной армии и других военизированных формирований, понесет крупные потери и покинет Мосул. Тем не менее даже если организация потеряет Тикрит, Мосул и даже Ракку, эта война сразу не закончится.
***
А теперь перейдем к главному вопросу. В какую цену эта война встанет для Турции? Главным путем к отступлению боевиков ИГИЛ, которые при атаке сил коалиции во главе с США будут изгнаны из Мосула и других городов, является Турция. Для джихадистов, на которых будут давить с востока через Ирак и с юга — через Сирию, просто не останется другого выхода, кроме как устремиться на север, то есть в Турцию. Также существует немалая вероятность того, что боевики, которые после разгрома в Мосуле вернутся в свои страны или другие расположенные поблизости государства, начнут реваншистские акции уже на этих территориях.
***
В рядах ИГИЛ есть тысячи боевиков из Турции. Когда осознаешь этот факт, трудно справиться с чувством страха. Поэтому битва за Мосул может иметь для Турции куда более серьезные последствия, чем мы думаем. Судя по всему, неоосманистам придется сполна заплатить за региональную политику, которая формировалась на основе этнической, мазхабной и религиозной напряженности.