Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЕС ждет предложений от Армении

Между тем, по словам главы центра Европейских исследований Ереванского государственного университета Артура Газиняна, Армения также приняла позицию ожидания .

© flickr.com / President of the European CouncilПрезидент Армении Серж Саргсян и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей
Президент Армении Серж Саргсян и председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США и Европа не переставали проявлять последовательность в плане своих интересов в регионе. В зависимости от ситуации, эти процессы либо замедлялись, либо ускорялись. Сейчас мы наблюдаем активность как в направлении США, так и ЕС, кризис в плане повестки и взаимного доверия в отношениях ЕС—Армения подает слабые признаки урегулирования, которые станут более видимыми после саммита стран Восточного партнерства.

— На днях вице-председатель  Республиканской партии Армении (правящая партия) Армен Ашотян заявил, что он видит для Армении перспективу построения европейского государства на евразийской территории. Можно ли к такой перспективе относиться серьезно?
 
— Дабы выяснить, возможно ли на евразийской территории построить европейское государство, следует понять, что именно подразумевается под евразийской территорией, и какое государство считается европейским. Начнем с первого вопроса. Полагаю, что Евразийской территорией, согласно восприятию оратора, является территория Евразийского экономического союза (ЕАЭС), полноправным членом которого стала также Республика Армения. Эта территория, в частности, страны-учредители ЕАЭС, в плане цивилизационном, геополитическом и экономическом, основаны на базе подвергнутых некоторым изменениям основ и принципов советского режима, что оставляет свое влияние на ежедневную жизнедеятельность общественной, политической, социально-экономической и правовой систем. Эта система основана на тоталитаризме и абсолютной власти одного человека, в которой интересы государства, общества и человека (гражданина) подчиняются воле, желаниям и стремлениям этого человека и нескольких семей приближенных к нему особ, а экономические процессы адаптируются под их мелкие меркантильные интересы.
 
Для того, чтобы государство считалось европейским, оно, помимо своего географического расположения, должно также соответствовать ряду других требований. В частности, должна быть обеспечена и гарантирована эффективная и беспрепятственная деятельность демократических институтов, государство должно гарантировать свободные, прозрачные и конкурентоспособные общегосударственные и региональные выборы, уважать и защищать права человека и основополагающие свободы, поддерживать свободу слова и свободные медиа, осуществлять справедливое и эффективное управление, в качестве своего основного партнера воспринимать и поддерживать гражданское общество, обеспечивать многопартийную политическую систему, которая будет основана на разных видениях политических идеологий и моделей развития государства. Все отмеченные институты и явления со стороны сформировавшегося в верхах неосоветского режима рассматриваются в качестве созданных «противником» — Западом, инструментов. А любой институт, созданный «противником», в данном случае — США и ЕС, подлежит преследованию, изоляции и консервации, что означает, что свойственные европейским государствам особенности не приемлемы на территории ЕАЭС.
 
Теперь попробуем понять, возможно ли построить европейское государство на территории ЕАЭС? Теоретически — да, европейское государство можно построить в любой ситуации и на любой территории, если властям данного государства удастся избавиться от этого режима, принять, утвердить управление нового качества и создать необходимую базу и предпосылки для жизнедеятельности всех упомянутых выше демократических институтов. Прошу не путать администрацию и управление, поскольку даже в случае существования этой же администрации, есть возможность достичь изменения управления в случае осуществления последовательных внутренних реформ и наличия конкретной программы.
 
— В последний период очевидно, что США и Европа не намерены «отступать» из региона, в частности — из Армении. Об этом свидетельствуют заявление высокопоставленного чиновника США Эрика Рубина, визит Виктории Нуланд, ряд заявлений других официальных лиц. Принимая во внимание тот факт, что Армения отныне является членом ЕАЭС, существует ли опасение, что наша страна может стать точкой столкновения геополитических интересов?
 
— США и Европа никогда не переставали проявлять последовательность в плане своих интересов в нашем регионе, просто, в зависимости от геополитической ситуации, эти процессы либо замедлялись, либо ускорялись. В настоящее время мы наблюдаем определенную активность как в направлении США, так и ЕС, кризис в плане повестки и взаимного доверия в отношениях ЕС—Армения подает слабые признаки урегулирования, которые станут более видимыми после саммита стран Восточного партнерства в Риге. Для активизации отношений с США в качестве стимула выступили уже ощутимые последствия санкций, введенных со стороны США и Запада в отношении России из-за российско-украинского противостояния. В частности, все мы являемся свидетелями с каждым днем углубляющихся трещин, появившихся в экономике России, резкие колебания курса рубля, отток иностранных инвестиций и крупного капитала, что существенным образом ограничивает возможности России для маневрирования и следования стратегическим интересам во внутренней и внешней политике.
 
Насколько я осведомлен, США пока не располагают особой стратегией в плане Армении, что обусловлено фактом членства Республики Армения в ЕАЭС. Получается так, что США свои отношения с Арменией обуславливают своими отношениями с Россией. А с тем, что отношения Россия — США в настоящее время находятся в самом глубоком кризисе со времен «холодной войны», никто поспорить не сможет. Угрозу превращения Армении в точку столкновения геополитических интересов я пока не рассматриваю и не считаю это реалистичным до тех пор, пока не закончился российско-украинский кризис. Проблема находится в другой плоскости. В частности, после 3-го сентября 2013 года Армения вынужденно ведет одновекторную внешнюю политику и почти лишена возможности диверсифицировать ее. Это обстоятельство несет в себе большие риски, которые затаились в сферах политики, экономики и безопасности, и могут заявить о себе в ходе дальнейшего обострения отношений Россия — США. Россия установила свою монополию во всех упомянутых сферах, что означает, что Армения снизила до минимума свои возможности принимать политические решения во время кризисных ситуаций. По моему глубокому убеждению, положение ухудшится, если власти Армении не предпримут в самое ближайшее время шаги для ликвидации упомянутой монополии в политической и экономической сферах республики и в направлении формирования среды для здоровой конкуренции.
 
— Говоря об  отношениях Армения-ЕС, европейские  чиновники придают большую важность  саммиту стран «Восточного партнерства», который состоится в Риге. Вы также отметили это событие. Официальный Ереван также говорит о развитии отношений с ЕС, однако не представляет четко сформулированной повестки. С чем должна отправиться в Ригу Армения? Власти Армении готовы к улучшению отношений с ЕС?
 
— После объявления о решении вступить в ЕАЭС отношения Армения-ЕС зашли в концептуальный тупик, между сторонами выстроилась определенная плотина недоверия, которая до сего дня не преодолена. У меня сложилось такое впечатление, что ЕС ждет предложений от Армении по поводу того, в каких сферах и насколько глубоко готова Армения сотрудничать с ЕС. А Армения, в свою очередь, находится в выжидательной позиции. Рижский саммит может стать своеобразной отправной точкой в отношениях Армения-ЕС, если до этого Армения определится в своих предложениях и сможет предложить ЕС конкретную программу, формат сотрудничества. Понятно, что мы не можем иметь виды на то продуктивное и глубокое сотрудничество, которые у нас было после мая 2009-го. Между тем, следует признать, что для Армении крайне важно восстановить доверие западных партнеров, в частности — доверие ЕС. Сферы сотрудничества строго ограничены, следовательно, представляемые предложения будут более поверхностными, чем были со дня независимости Республики Армения и до вступления в ЕАЭС.
 
— Существует ли  вероятность того, что после рижского  саммита Армения подпишет политическую  часть соглашения об Ассоциации с ЕС? Не находите ли Вы, что подобное предложение со стороны ЕС также было бы разумным, учитывая украинский опыт?
 
— Соглашение об Ассоциации, как многократно отмечали высокопоставленные представители ЕС, является единым целым и не может разделяться на отдельные части договора — политическую и экономическую части, поскольку политическая ассоциация не является процессом-самоцелью и должна происходить параллельно также и с экономической составляющей. В случае с Украиной, было принято политическое решение о введении политической части соглашения об Ассоциации — при условии, что экономическая составляющая начнет действовать с января 2015 года. Как видите, даже в случае с Украиной, ЕС не применила оговорок. То есть, было подписано и ратифицировано все соглашение целиком, однако экономическая составляющая соглашения была временно отложена.
 
Если Армения находится в некой системе безопасности, то как же она может находиться в другой экономической системе, а в данной ситуации — еще и в другой политически противоположной системе? У меня есть убеждение, что даже если ЕС согласится подписать политическую составляющую часть соглашения об Ассоциации, то Армения в существующей ныне геополитической ситуации не сможет подписать и ратифицировать этот договор, ибо после 4-го сентября 2013 года полностью изменилось геополитическое положение.