Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Одинокий боец пропагандистской войны — блогер Карл Бергвист

© East News / AP Photo/TT News Agency, Anders WiklundШведский корвет «Стокгольм» ведет поиски подводной лодки в районе Стокгольмского архипелага
Шведский корвет «Стокгольм» ведет поиски подводной лодки в районе Стокгольмского архипелага
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мы - где-то на периферии, не являемся основной целью пропагандистской войны. Те случаи, когда мы оказывались более затронуты, касаются моментов, когда со стороны шведского руководства звучали комментарии о ситуации на Украине, или об охоте за подводными лодками. Даже при том, что Россию напрямую не называют, свою долю Швеция из этого российского пропагандистского черпака получает. Например, когда издеваются над фантомными подлодками в Швеции и т.п.

На семинаре «Российская пропагандистская мощь», организованном добровольным объединением психологической обороны, Карл Бергвист, профессиональный военный летчик, ведущий в качестве хобби блог, касающийся обороны, рассказывал о различных методах дезинформационных кампаний, применяющихся ныне российской стороной. Прежде чем представить вашему вниманию интервью с Карлом Бергвистом, небольшой фрагмент его выступления.

«В последнее время, в шведских СМИ стали все чаще понимать суть этих явлений и стали внимательней относиться к отслеживанию источников. Целью дезинформации является либо защита собственной деятельности, отвлечение внимания от собственных занятий. Другая цель - ослабление чье-то чужой деятельности с помощью привнесения сомнений, путаницы. И, как правило, выражается такая дезинформация в одновременной рассылке сразу нескольких сигналов. Берется часть правдивой информации, разбавляется чем-то, и появляется уже новый ракурс. Кончается всё тем, что мы, как получатели информации, сильно устаем и ставим под сомнение уже всё, что нам показывают», — отмечает эксперт.

В качестве примера такой дезинформационной кампании, заметной и в шведских СМИ, он привел историю сбитого над Донецкой областью - в зоне, контролируемой сепаратистами, в июле 2014 года малазийского «Боинга». Говорит он о той самой картинке, приведенной  в качестве примера доказательства Михаилом Леонтьевым в программе «Однако» на Первом канале российского телевидения в ноябре прошлого года. При том, что информация эта была широко перепечатана и в шведских СМИ, в одних случаях с оговорками о сильных сомнениях в подлинности новой российской версии катастрофы, в которой погибли 298 человек, в других - даже без подобных оговорок. Карл Бергвист не сомневался ни секунды — это фальшивка.

«Здесь мы видим сфабрикованную спутниковую картинку, взятую с сайта Google Earth. Если бы фото было действительно сделано со спутника, то размах крыльев у «Боинга» достигал бы трех километров. — публика в зале реагирует одобрительным смехом на слова Бергвиста. — Кроме того, это не «Боинг», а «Аэробус». И наконец, утверждается, что он был сбит украинским истребителем СУ-25. Но я, будучи по основной профессии летчиком, могу это опровергнуть сразу. Потому, что я знаю характеристики этого самолета. Но для всех, кто не знает, кажется допустимым, что «Боинг» был сбит этой ракетой. Но ракеты, о которых шла речь, расколоть «Боинг» на части в принципе не способны. Свободные СМИ — они в довольно уязвимой позиции сегодня, особенно в Швеции. Отчасти это связано с фактором времени. СМИ нужно быть первыми и быстро выдать новости, которые распространяются в социальных сетях. Часто отсутствуют и знания предмета. В данном случае, спроси меня, кто (сбил самолет — прим. ред.), и сразу бы получили ответ».

Карл Бергвист (мы переходим к собственному интервью с блогером) не считает, что Швеция является ныне особым полем для российской пропагандисткой атаки.

— Думаю, мы - где-то на периферии, не являемся основной целью пропагандистской войны. Те случаи, когда мы оказывались более затронуты, касаются моментов, когда со стороны шведского руководства звучали комментарии о ситуации на Украине, или об охоте за подводными лодками в архипелаге. Даже при том, что Россию напрямую не называют, свою долю Швеция из этого российского пропагандистского черпака получает. Например, когда издеваются над фантомными подлодками в Швеции и т.п. В такие моменты и активность троллей возрастает.

— А заметна ли разница в пропагандистском напоре при том, что в Швеции недавно, осенью, сменилось правительство? Раньше ведь ключевой фигурой был Карл Бильдт, известный критик действий российского руководства, а ныне пришли Социал-демократы с «Зелеными»?

— Да, Карл Бильдт был действительно центральной фигурой в шведской политике, как глава МИД, занимавший четкую позицию в поддержке Украины. Ему тролли уделяли большое внимание. В связи со сменой правительства, накал пропаганды сильно спал. Но сейчас опять начинает набирать обороты в связи с последними заявлениями Маргот Вальстрём.

— Что вы думаете о способностях шведских СМИ противостоять распространению дезинформации?

— В начале украинского конфликта, тогда наши СМИ торопились передавать сообщения со всех сторон, полагая, что информация от RT столь же объективна, как и от других западных СМИ. Не задумываясь, что распространение этой информации преследует другую цель: проведение и сокрытие реальных военных действий. Но в последнее время в шведских СМИ стали все чаще понимать суть этих явлений и стали внимательней относиться к отслеживанию источников.

— Газета Aftonbladet в разделе «Культура» регулярно рассказывает читателям вполне пророссийскую официальную позицию: о фашистах, пришедших к власти на Украине, об украинских карателях на юго-востоке и тому подобное. И есть ощущение, что им никто особо не в состоянии возразить?

— Это довольно типично именно для раздела «Культура» Aftonbladet. Но если взять, например, их редакторскую колонку, там понимают, что такое информационная психологическая война, они сами от неё сильно страдают. Но при этом таково поведение журналистов на страницах отдела культуры. Любопытное явление, когда подобное возможно в одной и той же газете.

— Но если шведские СМИ начинают все лучше разбираться в нюансах информационной войны, можно ли сказать что пропагандистские тролли используют более изощренные методы для своих атак?

— Процесс идет постоянно. Если что-либо разоблачается, то происходит приспособление к этому факту. Заложенный посыл адаптируется под его получателя в зависимости от ситуации. Все достаточно просто. Если посмотреть на историю со сбитым малазийским Боингом, то начиналась кампания довольно широко. Приемы не были изощренными, скорее работали на создание общего шума, фона. Потом начались заходы в более глубинные варианты, с привлечением так называемых экспертов.

Бергвист при этом, уверен, что шведская публика не очень-то напугана угрозой третьей мировой войны, угрозой применить ядерное оружие, о которой так часто слышит публика, смотрящая российские официальные телеканалы.

«Думаю, что шведская пресса в значительной мере избегает того, что мы видим в российских СМИ, эту поляризацию, противопоставление российских ценностей ценностям западным. Вот эти разговоры о возможности применении ядерного оружия - это тоже создание некоего мифа, истории, картинки. Совсем другой вопрос, готовы ли они к использованию этого оружия, — считает Бергвист. — Но на шведское общество больше влияет ухудшение общей ситуации с безопасностью в Европе после аннексии Крыма. И потом эта повышенная военная активность в Балтийском море, агрессивные подлеты российской авиации. Много дискуссий о положение Готланда. Именно это остро интересует жителей острова. Они задаются вопросом: куда, собственно, катится мир?»