Естественно, главной темой сегодняшних заголовков в Азии стало решение Китая понизить целевой показатель по годовому росту ВВП до «примерно 7%». Это самый низкий показатель за последние 15 лет, и он имеет огромное значение для мировых рынков, для зависящих от китайского спроса сырьевых экономик и не в последнюю очередь для десятков тысяч чиновников из Поднебесной, чьи перспективы роста и должности зависят от того, удастся или нет обеспечить выполнение установок центральных властей.
Болевые точки Китая
Но это бесполезные, а то и контрпродуктивные показатели. Их снижение указывает на встречные ветры, с которыми сталкивается китайская экономика: барахтающийся экспорт, избыток производственных мощностей и горы невозвратных кредитов. Это также указывает на то, что председатель Си Цзиньпин и премьер Ли Кэцян всерьез задумались о том, чтобы пожертвовать немного показателями роста в интересах перебалансировки экономики и увода ее от инвестиций и экспорта в сторону потребления и услуг. Но как я уже говорил раньше, любой целевой показатель лишь отвлекает от задачи по сдерживанию китайских перекосов. Две трети китайских провинций и мега-городов в прошлом году все равно не выполнили свои планы, а в этом году Шанхай вообще понизил целевой показатель ВВП.
Если китайские лидеры считают необходимым поставить перед своими подчиненными конкретную цель, то почему бы им не перейти на иную систему показателей, которая дает более правильное представление о том, каковы успехи или неуспехи Китая? Я бы предложил такой показатель как медианная зарплата.
Спустя тридцать лет после того, как Дэн Сяопин провозгласил, что обогащаться это хорошо, Китай сталкивается с серьезной проблемой неравенства доходов. В 2013 году лидеры коммунистической партии пообещали сузить разрыв в уровне благосостояния, заявив, что минимальная заработная плата вырастет и составит как минимум 40% от средней. Но замедление роста и противодействие на местах помешали выполнению этого достойного восхищения обещания. Китайские компании, столкнувшись с резким снижением европейского спроса и угрозой дефляции, не повышают зарплаты свои работникам. Ни один из китайских регионов не вышел на 20% отметку по повышению минимальных зарплат, не говоря уже о 40% (Пекин повысил их на 10%, а Шэньчжэнь на 12.)
Между тем, несмотря на появление новых стимулов для карьерного роста, местные руководители по-прежнему борются за увеличение ВВП в своем стремлении добиться расположения Пекина. Среди прочего, это означает сдерживание роста зарплат с целью привлечения зарубежных компаний.
Это не единственная причина, по которой ВВП является плохой меркой. Его показатели создают большой шум и очень сильно вводят в заблуждение. Так, измеряется объем производства на очень грязных в экологическом плане заводах и фабриках, и при этом не учитываются издержки. И что вообще означает яркий показатель китайского роста? Если США с их огромным бюджетом на статистику и многолетним опытом не могут выдать единую и надежную цифру, которая фиксирует ощущения сотен миллионов людей с самыми разными уровнями доходов, то на что может надеяться столь закрытая и развивающаяся страна как Китай? И наконец, высокие темпы роста мало что значат, если выгоды от них получает в основном элита (вспомните Индию).
Если китайские руководители всерьез задумались о переходе к такой модели роста, которую приводит в действие потребительский спрос, то им нужно как можно больше увеличивать доходы населения. Как я отмечал в своей статье от 13 февраля, достигнутые в последние годы китайские темпы роста в 7-8% больше идут на пользу бедным семьям, нежели среднему классу. Это здорово, что индекс Джини, которым измеряется разница в доходах между бедными и богатыми, в Китае улучшается уже шесть лет подряд. Но для Си и Ли было бы еще лучше, если бы пользу от роста ощутили также те семьи, которые являются главной движущей силой в потреблении.
Наряду с пересмотром показателей ВВП Китай должен поставить новую задачу по увеличению и подъему среднего класса, а также по созданию условий для вывода из бедности десятков миллионов людей и переводу их в категорию более состоятельных соотечественников. Ключевой составляющей такого процесса должна стать прозрачность. Сейчас нет надежных и последовательных данных по медианным зарплатам в Китае. База данных Bloomberg указывает на то, что в конце 2013 года медианная зарплата в городах составляла около 8 200 долларов. Но данные по сотням миллионов крестьян почти полностью отсутствуют. Пекин должен развернуть целые армии статистиков, чтобы они точнее анализировали и оценивали рынок рабочей силы. Даже данные по рынку труда с самыми высокими зарплатами являются весьма обрывочными и не заслуживающими особого доверия. Официальные показатели безработицы в Китае составляют 4,1%, а вот аналитическое подразделение Economist Intelligence Unit дает оценочную цифру в 6,3%.
Внимание к зарплатам даст толчок другим реформам, которые уже давно обсуждаются, но пока не набрали нужные обороты. Это и увеличение минимальных зарплат, и расширение социальной защиты с включением в нее трудовых мигрантов, и основательная перестройка системы регистрации граждан по месту жительства «хукоу», что позволило бы лучше защитить права трудящихся и повысить их мобильность. Не исключено, что Всекитайское собрание народных представителей на этой неделе будет обсуждать в Пекине все эти меры. Руководителям было бы полезно покончить со своей одержимостью ничего не значащими целевыми показателями и сосредоточиться на тех показателях, которые значат все.