«Принести цветы Борису Немцову — это правильно. Но еще важнее было бы объяснить, зачем это сделано. Путину нельзя прощать все во имя спокойной жизни. У Лондона, Берлина, Парижа тоже есть серьезные экономические связи с Россией. Но они, не колеблясь, сказали Кремлю, что следует, в контексте агрессии», — написал публицист Беппе Севернини (Beppe Severgnini) накануне вчерашнего визита премьера Маттео Ренци (Matteo Renzi) в Москву. Если в Риме французские заявления кажутся образцом решительности в отношении Кремля, легко представить, почему Путин видит в Италии мягкое подбрюшье ЕС.
Ренци возложил пять гвоздик к месту, где убили Немцова, но после встречи с Путиным (якобы по просьбе итальянцев) не стал устраивать пресс-конференцию. Так что даже если Ренци послушался публициста Севернини, все это происходило за закрытыми дверями. Путин назвал Италию привилегированным партнером Москвы, а итальянский премьер радовался намеченному на июнь визиту российского президента в Милан на выставку ЭКСПО-2015. Оба лидера после переговоров в Кремле говорили в основном об экономике. Ренци подчеркивал свой оптимизм в отношении минского перемирия.
Тесные отношения с Москвой — это для Рима не новость. Особой близостью с Путиным славился бывший экс-премьер Сильвио Берлускони. Дочери Путина проводили каникулы на его вилле на Сардинии, а важным элементом одного из итальянских секс-скандалов стала, как рассказывала проститутка в обнародованных СМИ записях, «кровать Путина» в римской резиденции Берлускони. Москва не протестовала, когда итальянский премьер публично рассказывал, что он смог по телефону добиться российско-грузинского перемирия в войне за Южную Осетию. В действительности переговоры о прекращении огня вел в Москве и Тбилиси в 2008 году французский президент Николя Саркози.
Италия — второй после Германии торговый партнер России в Европе. Поэтому очередные итальянские премьеры (хотя уже без «путинских кроватей») принадлежат к числу самых мягких собеседников Кремля в ЕС. Рим унаследовал от эксцентричного Берлускони проблему с незначительной (для страны, входящей в группу G7) ролью в международной политике. Выступая в роли хозяина саммита ЕС, Берлускони предложил не заниматься скучными вещами, а поговорить о женщинах. «Герхард, может, ты начнешь. Ты - знаток, у тебя было четыре жены», — обращался он к Шредеру (Gerhard Schröder). Но сейчас амбициозный Ренци, который объявил недавно о «турбо-ускорении» в модернизации Италии, старается восстановить позиции Рима. Визит в Москву, где переговоры с Путиным вели Меркель и Олланд, помогают формированию имиджа сильного игрока.
«Продержитесь до июля», — якобы повторяет Кремль бизнесу (такие утечки поступают европейским политикам). Он рассчитывает, что ЕС не удастся продлить действие экономических санкций, так как для этого необходимо единодушие 28 стран. В сильных симпатиях к России в первую очередь подозревают Кипр, Грецию и Виктора Орбана. Однако венгр, жалуясь на санкции, беспрекословно поддерживает их на саммитах ЕС. Что касается Греции и Кипра, не стоит переоценивать равенство стран Европы: Афины и Никосия не могут существовать без финансовой помощи ЕС и МВФ. И греки, скорее всего, не станут умирать за улучшение отношений с Москвой, ведь у них есть гораздо более насущная задача: добиться ослабления бюджетного вентиля, который затянул Брюссель. Между тем Кипр следует во внешней политике за Грецией, а на более широкой европейской арене — за Францией.
Поэтому ключевым элементом в калькуляциях Путина стала Италия, которая больше боится не войны на Украине, а хаоса в близких Ливии и Сирии (о чем Ренци разговаривал с Путиным), и тщательно подсчитывает убытки своей экономики от европейских санкций. Только вот Ренци, прилетевший в Москву прямо из Киева, на прошедшей во вторник телеконференции с лидерами США, Великобритании, Германии, Франции и главой Европейского совета Дональдом Туском (Donald Tuski) заверял, что несмотря на определенные расхождения в оценках войны, он не намерен разрушать трансатлантический консенсус в отношении России. И если итальянец окажется верным своему слову, он обманет надежды Путина.