Если бы я была королевой, я бы посетила все школы в королевстве. Я бы встретилась с директорами и сказала, что чем муштровать детей в погоне за отличными оценками и относиться к ним как к тепличным растениям, лучше подумать над тем, как научить их ориентироваться в реальной жизни. И ввести уроки, на которых они будут учиться выстраивать нормальные отношения, защищать лучшего друга от школьных хулиганов, работать в условиях сильнейшего стресса. Или, как говорил Гамлет, «под ударами судьбы» (а он кое-что знал о лишениях).
Учебников для приобретения таких «спокойных» («безобидных») навыков у нас нет — нас просто выталкивают на арену, как гладиаторов, и приказывают остаться в живых. Тем из нас, кто не уловил, в чем основной смысл образования, пришлось почувствовать себя неудачником и оказаться на обочине жизни. Мне лично не хватало ума, чтобы тараторить, как попугай, обо всем, чему меня научили, чтобы получить хорошую отметку. Я все еще слаба в правописании, но при этом как-то ухитрилась написать бестселлер и сценарии к театрализованным представлениям. (В школе не учат, как изо всех сил показывать и рекламировать себя, но, как видите, я все же научилась).
У дочери на выпускном я выступила с речью и поздравила учителей с тем, как много отличников они подготовили. Но при этом я посоветовала им встретиться с выпускниками, когда тем будет лет по 50, а потом рассказать мне, в каких учреждениях эти выпускники томятся. Если учишь детей пробиваться в жизни просто ради того, чтобы пробиться, они всю жизнь потратят на погоню за жар-птицей, но, в конечном счете, радости и удовлетворения не получат.
Поймите меня правильно, я знаю, что небольшое психологическое напряжение полезно — оно позволяет нас расшевелить. Но если постоянно жить в напряжении и «давить на газ», то с нормальной психикой можно распрощаться. Радует, что в некоторых школах детей уже учат управлять своими эмоциями. Я слышала об одном упражнении, в котором ребенок, если он чувствует сильную злость или страх, должен поднять красную карточку. И когда поднята красная карточка, он должен отойти в сторону. Когда ребенок чувствует, что злость или страх проходят, он поднимает желтую карточку. Полностью успокоившись, ребенок должен поднять зеленую карточку.
Задача учителя — помочь ребенку четко выражать и понимать ощущения. Представьте, если бы дети умели понимать свои эмоции. Возможно, потом они не стали бы обвинять других за свои чувства.
И последнее: если мы не будем учить наших детей искать во всем смысл — и главным для них будет поиск того, что им приятно — то в мире будет больше наркотиков, больше преступлений, больше психических отклонений. И вот тогда мы все задумаемся — а почему же мы ничего не делаем?