Доминик Здорт (Dominik Zdort) своей статьей в Rzeczpospolita открыл новый этап в остававшейся до сих пор не слишком популярной в Польше дискуссии о состоянии Католической церкви при Папе Франциске. Раньше публицисты, занимающиеся Церковью, тщательно избегали этой темы. Здорт наносит сильный удар: он предвещает раскол, который начнется на Висле.
Статью Здорта начинает не только сильный заголовок («Раскол начнется в Польше»), но и выделенный редакцией фрагмент текста: «Франциска точно можно обвинить в одном: его дискурс далек от Христовых "нет", значит "нет", а "да", значит "да"».
Rzeczpospolita, как в ней принято, дополняет бескомпромиссный текст своего публициста статьей священника Казимежа Совы (Kazimierz Sowa), остающегося, как несложно догадаться, горячим сторонником формы существующего папства; а также высказыванием отца Зембы (Maciej Zięba) под красноречивым названием «Папа не обязан быть интеллектуалом».
Наибольший интерес из всех этих материалов, разумеется, вызывает статья Здорта. Он обвиняет Франциска, который 13 марта будет отмечать вторую годовщину избрания на Папский престол, в том, что тот противоречит учению Иоанна Павла II. Появились также известные по заграничным СМИ и блогам традиционалистов замечания о стиле аргентинского Папы: о «необдуманных высказываниях», намеках на масштабную реформу Церкви и ответственности за замешательство, возникшее на последнем Синоде епископов. Автор, к сожалению, не указывая источник, цитирует два высказывания (первоначально они были размещены на сайте PCh24.pl) обеспокоенных судьбой овечек Христовых архиепископа Ленги (Jan Paweł Lenga) и епископа Шнайдера (Athanasius Schneider).
Однако самое интересное в размышлениях Здрота, — это прогноз, который он делает. Как пишет публицист Rzeczpospolita, «если Франциск будет настаивать на изменениях, движение сопротивления будет нарастать и парадоксальным образом самым сильным оно может стать в Польше, где папство до сих пор из-за привязанности к Иоанну Павлу II пользовалось большим уважением. Программа революции Франциска, как ее можно понять сейчас, прямо противоречит учению польского Папы, а это может означать, что раскол начнется на Висле».
Со многими тезисами Здорта невозможно не согласиться, однако тезис о расколе, начало которому будет положено в Польше, кажется слишком смелым. Действительно, наша приверженность папству огромна. Это благородная позиция, которой мы, несомненно, обязаны Святому Духу. Польская Католическая церковь, которую на Синоде представлял архиепископ Гондецкий (Stanisław Gądecki), смогла выразить решительный протест против еретических идей епископов других стран. Свой взгляд на изменения в Учительстве Церкви представил также в решительных высказываниях архиепископ Хенрик Хозер (Henryk Hoser). Но это не свидетельствует о том, что на Висле готовится раскол, как раз наоборот: это знак приверженности польских священнослужителей Риму и его изначальному Учению.
Если где-то на самом деле может зародиться раскол, то, скорее, на Рейне, а не на Висле. Де-факто, он там уже начался. Именно немецкие епископы выступают сейчас против Учения, а от таких людей можно ожидать организации раскола в рамках Католической церкви. Глава немецкого епископата несколько дней назад выступил со своеобразной декларацией независимости, заявив, что они «не филиал Рима». Именно немецкий кардинал Вальтер Каспер (Walter Kasper) инициировал «дискуссию» об Учении Христа на тему брака и гомосексуализма, которая задала тон синодальному собранию епископов в октябре 2014 года. Наконец, кардинал Рейнхард Маркс (Reinhard Marx) рассказывает всем и всюду, что католик должен читать Лютера, и обещает устроить празднование пятисотлетия Реформации. Неужели этого не достаточно, для предположения, что еретический раскол может вновь начаться в Германии?
Размышления Здорта можно принять, если допустить, что Папа последует за голосом немецких епископов. Но этого мы пока не знаем. Конечно, в мировых СМИ появилось много высказываний, опирающихся в основном на ватиканские сплетни, которые говорят о том, что Папа поддерживает кардинала Каспера. Но не стоит забывать об открытом, массовом и беспрецедентном для нашего времени сопротивлении консервативных кардиналов и епископов. Так что мы мне знаем, что произойдет на Синоде и, как бы ни было это прискорбно, на какую сторону встанет Папа (это на самом деле вовсе не очевидно).
Возможны два пути. При первом наместник Христа решит жестко придерживаться Учения Церкви, непосредственно следующего из страниц Евангелия. Такой сценарий означает кризис связи Рима со многими местами Европы, а в Германии при таком варианте развития событий будущее кажется предопределенным. «Мы не филиал Рима» может превратиться в такой же лозунг, как лютеровское «я здесь стою, я не могу иначе».
Второй сценарий — это катастрофическая картина, которая еще недавно ни на секунду не вставала перед воображением современных католиков. На портале PCh24.pl о подобных случаях из отдаленного прошлого истории института, который сейчас возглавляет аргентинский Папа, напоминал профессор Роберто де Маттеи (Roberto de Mattei). Если однажды в ересь впадет преемник Святого Петра, то раскольниками будут отнюдь не верные Христу священнослужители (по версии Здорта — польские епископы).
Папа Франциск до сих пор не высказался открыто по вопросам, вокруг которых разворачивается сейчас самые бурные споры кардиналов. Ватикан наверняка знает о преисполненном тревогой письме католиков к Папе, в котором они просят его вступиться за Учение Христа. Этот призыв подписали почти 120 тысяч человек со всего мира. Сейчас многое указывает (уже даже прямо) на то, что ответ на эту сыновью просьбу позволит нам ответить на вопрос, где на самом деле начнется раскол. Но определенно не в Польше.