Субботним утром 1 июня 2001 года меня разбудила мама. Ее лицо выражало крайнюю степень тревоги и обеспокоенности. Она села и сдавленным от рыданий голосом рассказала, что ночью в клубе «Дельфинариум» был теракт, и погибли 20 молодых людей, подавляющее большинство из которых составили репатрианты из СНГ. Каждый теракт становится потрясением для израильского общества, после каждого теракта остается боль. Но теракт в «Дельфинариуме», где погибли молодые репатрианты, которых привезли в Израиль родители, желавшие дать им лучшее будущее, словно стал катастрофой, случившейся слишком близко от меня.
Община репатриантов замкнулась в себе, люди погрузились в тяжелый траур, сопровождаемый непростыми вопросами о дальнейшем проживании в Израиле, о жертвах, которых уже пришлось принести. Эту сложную человеческую ситуацию, эти страдания сегодня бесчеловечно и безжалостно использует Авигдор Либерман, председатель партии «Наш дом Израиль». В отличие от партий «Ликуд», «Байт Йегуди» и «Маханэ Циони», которые используют в предвыборной пропаганде забавные сценки, игру слов и костюмы, предвыборные ролики партии НДИ не отличаются разнообразием и напоминают в этом отношении партию борцов с порнографией. Пропаганда состоит, в основном, из призывов ввести смертную казнь для террористов, кадров с места терактов, портретов террористов и самого Либермана, пытающегося стать кем-то вроде израильской версии российского лидера Владимира Путина.
Предвыборные пропагандистские ролики, транслируемые по телевидению, отличаются крайне низким рейтингом, от трех до восьми процентов. Согласно результатам социологических исследований, 80% израильтян говорят, что этот вид политической рекламы на них не оказывает никакого влияния и не заставит их сделать выбор в пользу той или иной партии. Почему же тогда я трачу свое и ваше время на статью, посвященную именно политической рекламе? Потому что такое циничное использование боли и страданий и такое грубое издевательство над здравым смыслом всех нас в целом и выходцев из СНГ в частности, по телевизору еще не показывали. Даже рекламные ролики от Арье Дери, переполненные расизмом, двуличием и откровенным популизмом, не достигли того же уровня моральной деградации, что новая стратегия партии НДИ.
Контраст между примирительными заявлениями Авигдора Либермана и этими брутальными нападками делают его одним из самых опытных и изощренных политиков в Кнессете. Одним из тех, кто продаст всю свою идеологию ради еще одной каденции. Одним из тех, кто снова и снова тычет жирным, холеным пальцем в кровоточащую рану общины репатриантов ради того, чтобы получить еще несколько голосов. Чтобы на несколько минут, когда избиратель придет на участок, сыграть на его злости и на чувстве вины, которое отличает многих репатриантов, потерявших самое дорогое, что у них было, во время терактов или военных операций. Сейчас из-за результатов опросов общественного мнения Либерман бросился вправо и начал сотрясать воздух пустыми лозунгами, взывая к самым низким чувствам избирателей. После просмотра рекламных роликов партии НДИ совершенно непонятно, почему около 170 тысяч израильтян, если верить опросам, собираются голосовать за Либермана.
Автор — уроженка СНГ, студент кафедры международных отношений в Еврейском университете Иерусалима.