Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В советское время между Таллином и Москвой катались два скорых поезда: номер 34 фирменный «Эстония» через Нарву и номер 68 — не фирменный — через Тарту и Псков. В летний период, когда случался наплыв туристов и курортников, запускали еще дополнительный пассажирский с трехзначным номером. Два поезда курсировали и по маршруту Таллин-Ленинград.

В советское время между Таллином и Москвой катались два скорых поезда: номер 34 фирменный «Эстония» через Нарву и номер 68 — не фирменный — через Тарту и Псков. В летний период, когда случался наплыв туристов и курортников, запускали еще дополнительный пассажирский с трехзначным номером. Два поезда курсировали и по маршруту Таллин-Ленинград.
 
Кроме того, имелся очень удобный «трансбалтийский экспресс» под названием «Чайка», на котором можно было прямо и без проблем добраться до Риги, Вильнюса и Минска. На Балтийском вокзале не было супермаркета; рядом не возвышалась стеклянная гостиница — зато на путях стояли поезда и на перронах толпился народ. С тех пор изменилось все — и в макрогосударственном, и в микрожелезнодорожном мире.
 
Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление. Я — абсолютный фанат железной дороги, практически, steam punk. Люблю стук колес и тесноту купе, характерный «поездной» запах и звон стаканов в подстаканнике, проводы на вокзале и короткие остановки с глотком свежего воздуха… Никогда не летаю самолетом, если есть возможность поехать поездом! Скажем, из Москвы в Питер я ездил разными «Стрелами» сотни раз, а «Аэрофлотом» летал за всю жизнь раз пять-шесть, в силу жесткой необходимости. Поэтому то, что происходит с ж/д сообщением между Эстонией и Россией навевает грусть.
 
Первые тревожные признаки я заметил прошлым летом, когда обнаружил исчезновение из состава вагона СВ, исправно ходившего еще весной под счастливым номером 13. Ну да ладно: поезда уже ходили полупустые и оказаться в купе, полном соседей, шансов и так не было. Однако в осенний период случилось непоправимое: не стало вагона-ресторана! Пиво-водка-салатики, душевные разговоры со случайными попутчиками, проплывающие пейзажи… любимое времяпрепровождение! Заодно с рестораном сгинул Wi-Fi, что тоже нехорошо. Последний раз я ездил поездом Таллин-Москва-Таллин в конце января.
 
Уютные вагоны с биотуалетом (что важно, имея в виду стояние на границе), приветливые проводницы, бесплатный чай-кофе — и пустота. Во всем вагоне, помимо нас, ехало, кажется, четыре человека. Да и в самом составе всего пять вагонов. Возможно, это был и вправду последний — во всех смыслах — наш вояж из Таллина по железной дороге. В ближайшее время сообщение может полностью прекратиться — во всяком случае, такая возможность сейчас активно обсуждается профессионалами. Это плохая новость — особенно для тех, кто живет в Иду-Вирумаа. На мой вопрос: «Почему?» руководитель компании GoRail Тийт Пруули ответил максимально лаконично: «Пассажиров нет».
 
Тут, конечно, логично было бы задаться вопросом «А почему нет?» Судить не берусь, но подозреваю, что одна из причин — высокая цена на билеты. В прошлом году место в обычном купе стоило примерно в полтора раза дороже, чем билет на самолет. Это удивительно — ведь всегда бывает наоборот! В этом году объявили «акцию», цены снизили почти в два раза — но пассажир косяком так и не пошел… Да, растерять клиентуру очень легко, а заново создать репутацию намного сложнее. Понятно, что политическая обстановка тоже не способствует увеличению пассажирооборота. Хотя… судя по количеству россиян, покупающих сейчас недвижимость в Эстонии, скрытые резервы имеются.
 
Возможно, я выдаю желаемое за действительное, но надежда на «второе дыхание» тридцать четвертого существует. Глядя со своей «железнодорожной» платформы, я бы сказал, что это вопрос цены и качества. Конкурировать по «бюджетности» с автобусом поезд, конечно, не может. Но в моем представлении (делаем скидку на рост выше среднего и проблемный позвоночник) поездка из Таллина в Москву на автобусе — это пытка. (Съездил один раз отсюда в Вильнюс — поезда-то нет! — и проклял все на свете…)
 
У авиасообщения свои очевидные преимущества: короткие визиты налегке и бизнес-трипы, плюс «Аэроэкспресс» из Шереметьева — достаточно удобно. Но комфорта, тем более, удовольствия — никакого! Я бы постарался, во-первых, выровнять цену билета на поезд с билетом на самолет (без этого никак). А во-вторых, позиционировал бы поездку, как настоящее путешествие — со стилем и классом! Под лозунгом типа: «Да, авиарейс занимает 4 часа, а поезд — 14. Но эти 4 часа вы тратите в напряге и суете, а 14 часов проводите с удовольствием». Не знаю, много ли найдется таких сибаритов…, но присутствует и еще один важный для многих фактор, и совершенно утилитарного толка — нелимитированный багаж. Короче, дай бог, услышим еще гудок со свистком!
 
От редакции Delfi.ee: возможность комментирования закрыта по просьбе автора.