Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил о том, что Европа должна создать свою собственную армию для того, чтобы сказать Путину: «Мы серьезно относимся к защите наших европейских ценностей».
Прав ли г-н Юнкер? Да, он прав. И, возможно, его требование представляет собой эпохальную сенсацию. Это сигнал пробуждения в адрес тех западных европейцев, которые все еще привыкли с некоторой озабоченностью регистрировать рост кризисных очагов, однако продолжают отмахиваться от них, как от чего-то далекого от их собственных каждодневных забот. Однако ничего подобного больше нет, и, возможно, это первое по-настоящему большое политическое новшество 2015 года уже произошло.
Новая холодная война
По крайней мере с момента аннексии Путиным Крыма стало очевидным, что мы, европейцы, соскальзываем в сторону новой и опасной эпохи. Уже сегодня, спустя год после захвата Крыма, мы, по-видимому, находимся в состоянии новой холодной войны. Так сказал недавно известный британский историк Орландо Файджес (Orlando Figes). «Вновь существуют ясно очерченные линии фронта, вновь существует разделение между Россией и Западом», — отметил этот исследователь деятельности Сталина. — Россия восприняла расширение НАТО на восток как объявление новой холодной войны. Москва будет продолжать проводить политику, направленную на дестабилизацию своих соседей, и делаться это будет для того, чтобы сдержать распространение влияния НАТО».
Повсюду на пространстве от Барселоны до Берлина европейские политики начинают пробуждаться. «Наше будущее как европейцев в какой-то момент будет связано с созданием европейской армии», — заявила федеральный министр обороны Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen).
«Ситуация может стать вполне серьезной»
И сегодня, как раз в эти часы, новый председатель Европейского совета Дональд Туск обсуждает с американским президентом Бараком Обамой то, каким образом Соединенные Штаты и Евросоюз будут в будущем вместе противостоять действиям Кремля. «Мы должны перестать строить иллюзии», — сказал Туск перед отлетом в Вашингтон. В свете событий на Украине вся Европа должна в полной мере осознать, «насколько серьезной может стать ситуация», — добавил он.
Туск — поляк, он был премьер-министром Польши, а вырос он в стране, которая всегда воспринимала Россию как опасного соседа. «По данным недавно проведенных опросов, каждый третий поляк верит в то, что в ближайшие десять лет произойдет вооруженный конфликт с Россией», — сказал мне недавно один знакомый фотограф в Варшаве. Перед этим он посетил тренировочный лагерь для подготовки «военизированных формирований». «Около 30 000 поляков, в том числе немало женщин, добровольно проходят сегодня подготовку на организованных по инициативе самих жителей страны военных курсах, а форму они оплачивают из собственных средств» — рассказал он. Их цель, по его словам, состоит в том, чтобы таким образом повысить готовность к обороне в Польше.