На свой очередной учебно-информационный день секция учителей истории и обществоведения пригласила Чрезвычайного и Полномочного посла Эстонии на Украине Сулева Каннике. Начав рассказ о происходящем в этой стране, тот отметил: «Эта тема лежит во множестве плоскостей. Поэтому то, что будет с Украиной через год, это вопрос на миллион долларов».
Один из возможных ответов посол видит таким: «Там делают революцию XXI века, пытаются модернизировать общество, но в условиях XIX века. По многим аспектам Украина — не на уровне европейского государства, а, скорее, Средней Азии и даже Африки«.
Впрочем, то, что это революция XXI века, это, по словам посла, нарратив самих украинских властей: «Они рассказывают, что происходит конфликт между демократической Украиной и империалистической Россией. Революция на Майдане была демократической, за европейские ценности. И основной причиной конфликта является то, что Украина хочет на Запад, в Евросоюз и НАТО. К этому украинцы обычно добавляют: имейте в виду, речь идет о потенциально очень богатой стране с крепкой базой тяжелой промышленности, развитой металлургией, угольной промышленностью и 6 атомными электростанциями. Не говоря уже о самых лучших в мире черноземах».
Однако, добавил Каннике, о том, что все протекает фактически в условиях позапрошлого века, свидетельствует то, что «ВВП Украины при 40-миллионном населении (это с учетом минус Крым, минус Донбасс) только в 6 раз больше, чем у Эстонии. Бюджет Украины 40 миллиардов долларов, эстонский — почти 10 миллиардов».
«Выживают только благодаря дачам и земле»
«Первый вопрос — что такое государство вообще может себе позволить и как оно может модернизироваться», — рассуждал посол. Приведя еще несколько показателей, как то — показатель коррупции, свободы слова и независимости судопроизводства (разница с Эстонией — более ста позиций), гость констатировал: «На самом деле у украинского общества нет с эстонским ничего общего».
Он добавил, что политическая система Украины основывается на переплетении олигархической экономики 5-6 человек и политики, что у каждого есть свой телеканал, в парламенте — свои депутаты, предвыборные кампании которых он финансировал.
Однако посол признал: «Сейчас можно сказать, что за год политическая власть олигархов существенно уменьшилась. Теперь можно говорить о двух. О старом гуру региона Донбасса Ахметове, который раздает деньги как сепаратистам, так и добровольческим батальонам, делает все, чтобы его шахты и заводы ни одна власть не тронула — ездит в Москву, в Киев. Второй — нынешний губернатор Днепропетровской области Коломойский, от которого, сколько я помню, все президенты Украины пытались отделаться, но не удалось. Он очень хороший менеджер, это доказывает и то, что отказ от киевской власти «остановился» на Днепропетровске и области».
Каннике: «Экономика Украины, конечно, в очень печальном состоянии. Если в ближайшие недели не поступит обещанный кредит МВФ в 17,5 миллиарда долларов, то Украина будет в прямом смысле слова банкротом. Никто другой ей денег не даст. А валютные резервы практически истаяли».
Что касается гривны, то ее падение посол дал возможность представить на следующем примере: что будет с нашей покупательской способностью, если зарплата станет сокращаться по три раза в год. «На Украине выживают только благодаря дачам и земле, на которой можно вырастить все», — подчеркнул Каннике.
Почему украинская армия проигрывает
О войне. «В августе прошлого года украинская армия уже потерпела крупные поражения, потому что в первый раз Россия напрямую вмешалась в виде регулярной армии, — считает глава дипмиссии Эстонии. — Они сняли погоны, на машинах и танках перекрасили опознавательные знаки, но это российские регулярные подразделения, а еще больше — подразделения ГРУ, российские офицеры, которые все чаще командуют подразделениями, это так называемые добровольцы. Пушечное мясо — это местные донецкие «ватники», бывшие шахтеры, полууголовники или даже скупленные в России русские, которые воевали в Чечне, вообще на Кавказе. По этой причине трудно поверить, что перемирие сохранится, что каким-то чудесным образом Путин и Кремль решат, что хватит войны».
Из зала прозвучал вопрос: «Почему все-таки украинская армия такая слабая, что все время проигрывает и попадает в котлы?» Посол ответил, что, вообще-то, в единственном числе украинский солдат не хуже русского и что ему, послу, рассказывали, как много украинских генералов работало в советских штабах во время Второй мировой войны и позже, так что культура командования должна быть.
«Одной из причин того, что нынешние военные операции этого не подтверждают, может быть то, что иногда на войне надо и отступать, — предположил Каннике. — К сожалению, на Украине нет ни одного гражданского лидера или военачальника, авторитет которых был бы так высок, что те могли бы от своего имени отдать приказ, например, отступать, если войска начинают попадать в котел. Никто не осмеливается давать таких приказов. Кроме того, нет денет. Хотя «железа» хватает».
Как дипломат скажу, что ни одной стратегической цели Путин не достиг, убежден Каннике: «Крым — экономически бессмысленное место, что-то происходит лишь в летний период на прибрежной полосе. Сепаратистские регионы Донбасса не смогут самостоятельно выжить, не смогут ничего дать России, майдановская власть не уничтожена, и евроинтеграция Украины, а еще больше ее вступление в НАТО, очевидны более, чем до того, как Путин начал войну. На самом деле речь идет о затяжном кризисе, возможно, еще будут горячие фазы, где-нибудь в марте-апреле, когда земля в степи подсохнет, так как сейчас в вязком черноземе на танках ездить непросто. Вермахт в годы Второй мировой войны все понял, зимой-весной фронт стоял, операции в степи начинались, когда земля подсыхала».
Чего хочет на Украине Путин
«Думаю, что для Путина главное — избавиться от нынешнего правительства в Киеве, — начал рисовать перспективы Сулев Каннике. — Он боится цветных революций, боится Украины как примера для России, он не хочет никакой власти, которая выросла прямо из Майдана. Так что его первой целью могут быть некоторая пауза в военных действиях и потом — попытка политически сменить власть в Киеве. Все равно, каким путем — внутренней дестабилизации Украины, терактов, голодных бунтов, недовольства мобилизацией или путем переворота националистов «Правого сектора», что позволило бы заклеймить Украину в глазах западных союзников, заявив «мы все время говорили, что там фашисты».
Если это не удастся, то, по мнению посла, война продолжится: «Сепаратисты хотят все же Луганскую и Донецкую области целиком. То есть отрезание от Украины кусочка за кусочком может продолжиться. Потом — переговоры с Порошенко и узаконивание этого де-факто. В такую операцию, в ходе которой российские войска под своим триколором захватят Мариуполь, Одессу, станут прорубать сухопутный путь в Крым, я не верю. Это бы уже привлекло внимание США и президента Обамы, риск очень велик.
Но нельзя исключать, что добавится еще один род войск — воздушных. Украинцы боятся, что сейчас с этими гумконвоями в контейнерах привезут компоненты таких самолетов, что есть и у украинской стороны, а потом скажут, что сепаратисты забрали их в Донецком аэропорту».
И посол Каннике подытожил: «Если падут Одесса и Харьков, то мы будем иметь аграрный остаток Украины и очень-очень печальную ситуацию».