Если верить недавнему опросу ВЦИОМ, число счастливых людей в России увеличилось до 52% с 44% в декабре 2014 года. Этот результат указывает на то, что в стране все хорошо, несмотря на экономические санкции и недавний обвал рубля.
Тем не менее, как отмечает экономист Симеон Джанков (Simeon Djankov) в блоге Института мировой экономики Петерсона, такая радость жизни плохо сочетается с реальными фактами. В первую очередь, по данным Росстата, в период с января 2014 года по март 2015 года цены на продукты питания увеличились на 29,3%.
Далее, российских туристов тоже становится меньше: в январе этого года в Австрии не досчитались 27% гостей из России, в Финляндии — 52%, а во Франции — 43%.
Наконец, продажи автомобилей тоже пошли на спад: в этом январе в России было продано 115 390 машин против 151 000 год назад и 163 000 два года назад.
Симеон Джанков приходит к следующему заключению:
«У меня есть только два объяснения для этого когнитивного диссонанса. Первое — большинство россиян любят страдать: когда наступают тяжелые времена, они ощущают себя веселее. Второе — респонденты боятся сказать правду из-за растущей паранойи по поводу вездесущего государства».
В январе «Спутник» упоминал и исследование независимого «Левада-центра» (были опрошены 1 600 человек из 134 городов и 46 регионов страны): 54% россиян заявили, что для нынешнего главы государства сейчас не существует потенциальной замены. Лишь 18% респондентов в декабре 2014 года хотели, чтобы во главе страны встал кто-то, кто предложил бы решения, отличные от предложенных Владимиром Путиным.
5 марта были обнародованы результаты нового пороса «Левада-центра» насчет политических настроений российского народа. Так, если бы выборы проводились сейчас, 86% респондентов отдали бы голоса за Владимира Путина. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов довольствовался бы 5%, а Алексей навальный — 1%.
Тем не менее, как отмечают директор Международного форума демократических исследований Кристофер Уолкер (Christopher Walker) и замдиректора Института европейских, российских и евразийских исследований при Университете Джорджа Вашингтона Роберт Орттунг (Robert Orttung), западные СМИ зачастую просто передают эти цифры без контекста, необходимого для их критического анализа.
В январе они писали в The Washington Post, что сегодня независимым голосам редко удается достичь ушей российского народа в СМИ:
«За последние месяцы правительство усилило хватку и надавило даже на ориентированные на нишевую аудиторию СМИ вроде сайта Lenta.ru, газеты "Ведомости" и телеканала "Дождь". Параллельно с этим лихорадочная государственная пропаганда обрушивает на телезрителей поток ложных и никем не проверяемых сведений».
Кроме того, они отмечают, что репрессивная политика Владимира Путина ведет к тому, что оппозиционных лидеров либо покупают, очерняют и задвигают в тень, либо те попросту перестают представлять собой хоть какую-то угрозу. По их словам, интеллигенция бежит из страны, а власть пользуется диверсионной тактикой (вроде аннексии Крыма), чтобы отвлечь внимание от экономического кризиса.