Министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрем встречается в этот вторник с участниками делегации Верховной рады Украины. Делегация посещает Швецию по приглашению МИД Швеции в период с 9 по 11 марта. В понедельник молодые украинские парламентарии выступали в Стокгольмском университете на вечере, организованном Внешнеполитическим студенческим обществом Стокгольма. Мы беседуем с заместителем председателя Верховной рады Украины Оксаной Сыроед.
— Идея этой поездки принадлежит послу Швеции на Украине Андреасу фон Беккерату (Andreas von Beckerath). С первого дня своего пребывания в Киеве он был большим другом и сторонником Украины, он почти каждый день был на Майдане, среди людей, ощущал царившую там атмосферу, передавая ее правительству Швеции, демонстрируя своё понимание и поддержку Украине. И, собственно, когда был избран новый парламент Украины, то у него и возникла идея: пригласить в Швецию молодых, новых, только что избранных депутатов, представляющих широкий общественный сектор. А когда уже составлялась программа этой поездки, то я предложила посетить университет, поскольку будущее — за студентами. То, что сегодня запомнится студентам, будет формировать их мировоззрение, а возможно и политику государства в будущем. Я это знаю, как преподаватель. Поскольку я продолжаю преподавать в университете, очень люблю студенческую среду и, таким образом, мы объединили идею поездки депутатов парламента в Швецию с визитом в стокгольмский университет. Я думаю, что политики не так уж часто приезжают в университет.
— Как выглядит программа поездки в Швецию?
— Программа очень разнообразная. Мы встречаемся с представителями местных властей, очень насыщенная программа встреч в Риксдаге (парламент Швеции — прим. ред.), где мы встретимся с представителями различных парламентских комитетов. Будут встречи и с представителями деловых кругов Швеции, в частности, в секторе энергетики.
— Чего вы ждете от Швеции?
— Мне кажется, то, чего мы ожидаем от Швеции, Швеция очень хорошо чувствует: у нас есть ощущение партнерства и взаимности на протяжении долгого времени. Это не желание чего-то, что можно было бы «измерить вещественно». Это желание встретить понимание, желание партнерства и, естественно, поддержки. Но шведское правительство, надо отдать ему должное, всегда знало Украину хорошо, поэтому все шведские проекты на Украине остаются чрезвычайно актуальными и сегодня, они очень приближены к человеку, к людям. Поэтому я не могу сказать, чего мы ждем от Швеции, я могу только поблагодарить Швецию за то, что она уже сделала для Украины до настоящего момента.
— Как вы оцениваете комментарии Посольства РФ в Швеции к статье министра иностранных дел Маргот Вальстрем, в которой она резко выступила против агрессивной политики России. В своих комментариях на «Фейсбуке» Посольство РФ обвинило Запад и, главным образом, Швецию как инициатора Восточного партнерства Европейского Союза в том, что именно желание «протащить Киев в Евросоюз» дало «толчок всем украинским событиям»...
— Я думаю, что Швеция должна воспринять такое обвинение комплимент. Во всяком случае, я бы себя так чувствовала, если бы меня в этом «обвинили». Я бы ощущала себя очень значимой персоной, которая так сильно может повлиять на политику государства, которое борется за своё достоинство и независимость. Я смогла повлиять так сильно, что даже сумела спровоцировать такой огромный конфликт? — (улыбается Оксана Сироїд) — так что я думаю, что это большой комплимент Швеции...
— Министр иностранных дел Швеции Маргот Вальстрём в связи с украинскими событиями сказала в интервью нашей редакции: «Мы не можем на пропаганду отвечать пропагандой». А как можем?
— Никак. Нужно жить в согласии со своими ценностями, верить в себя, оставаться самим собой, оставаться человеком. Самый лучший пример успешной пропаганды — это нацистская, фашистская Германия. Люди верили ей до последнего. Верили даже после смерти Гитлера. Продолжали верить в его исключительность, в исключительность своей нации, в исключительность идеи, носителями которой они были, хотя эта идея была связана с чудовищным насилием.
Должно пройти время. Должно наступить прозрение. К сожалению, оно будет болезненным. И мне грустно, потому что я понимаю, что россиянам придется пройти через это, через катарсис (очищение), катарсис пробуждения и осознания того, под влиянием какой пропаганды они были, и что на самом деле скрывалось за этой пропагандой. Если честно, я очень сочувствую россиянам и будущим поколениям россиян, которые будут переживать пробуждение от этого летаргического сна — российской пропаганды.
— Вопрос о поставках или не поставках Украине западных вооружений — вопрос острый и щекотливый...
— Мы не говорим о покупке или продаже оружия. Мы говорим о том, что сегодня Украине нужно быть вооруженной, сильной, для того, чтобы защитить свою территорию, для того, чтобы Путин не пошел дальше, в том числе и вглубь Европы. Это не вопрос торгового контракта, это, скорее, вопрос повышения уровня понимания того, что это необходимо. Я уже как-то сказала, что нужно дорасти до понимания того, что Украине надо давать оружие. И я убеждена, что Европа подойдет к этому самостоятельно. Понимаете? Это должна быть внутренняя готовность. Понимание того, что это неизбежно.