Мир так и не увидел четкого выполнения Минских соглашений. Военные столкновения фиксируются каждый день (уже не говоря о том, что произошло в Дебальцеве, где был «захлопнут котел», и украинским войскам пришлось отступить — Киев утверждает, что все происходило организованно в рамках хорошо спланированной тактической операции, в результате чего удалось вывести из окружения основные силы, однако есть свидетельства того, что отступление было стихийным).
Судя по всему, украинские вооруженные силы не могут похвастаться высоким боевым духом. Примеры дебальцевского или иловайского «котлов» негативно сказываются на моральном состоянии армии. Но главная проблема заключается не в свой воинский долг лучше или хуже, но исполняющих воинских подразделениях, а в их руководстве — его способности (или неспособности) должным образом координировать операции.
Мир так и не увидел четкого выполнения Минских соглашений. Военные столкновения фиксируются каждый день (уже не говоря о том, что произошло в Дебальцево, где был «захлопнут котел», и украинским войскам пришлось отступить — Киев утверждает, что все происходило организованно в рамках хорошо спланированной тактической операции, в результате чего удалось вывести из окружения основные силы, однако есть свидетельства того, что отступление было стихийным). Судя по всему, украинские вооруженные силы не могут похвастаться высоким боевым духом. Примеры дебальцевского или иловайского «котлов» негативно сказываются на моральном состоянии армии. Но главная проблема заключается не в свой воинский долг лучше или хуже, но исполняющих воинских подразделениях, а в их руководстве — его способности (или неспособности) должным образом координировать операции.
Споры начинают раздирать и новую украинскую власть. Недовольные эффективностью принимаемых в «центре» решений, лидеры украинских добровольческих сил объявили о создании собственного объединенного штаба. Один из инициаторов этого шага — комбат «Донбасса» и по совместительству депутат Верховной рады Семен Семенченко. В качестве одной из задач данного штаба заявлено информирование президента П. Порошенко о реальной ситуации на фронте, а также отставка начальника Генерального штаба Mуженко.
Официальный Киев решение о создании «альтернативного» штаба воспринял как популистское с целью дискредитации власти или личного пиара. Семенченко эти обвинения отверг, четко сформулировав цели и задачи нового образования.
Внутренние противоречия можно объяснить в частности тем, что Украина очень устала от военного конфликта. Разумеется Киев не может отвести вооружение раньше, чем это сделают сепаратисты, а последние ко всем договоренностям относятся безответственно. Получая ресурсы из России (как технические, так и человеческие), они готовы продолжать борьбу и расширять зону своего контроля. При этом Москва дистанцировалась от них, упрямо повторяя, что «не является стороной конфликта», а значит Минские соглашения напрямую ее не касаются.
Их недееспособность, по-видимому, понимают и в Киеве. Например, так и остаться на бумаге может пункт о конституционной реформе, поскольку принять соответствующее решение на Украине может только парламент, а конституционного большинства у блока Петра Порошенко в Раде нет. Таким образом, реально ни Россия, ни Украина изначально не воспринимали Минские договоренности всерьез.
Тем не менее есть попытки выполнить отдельные пункты Минска-2: происходит обмен поенными, отводится тяжелое вооружение. Поспособствовать этому могло решение Порошенко просить ввести в зону конфликта миротворцев ООН и ЕС. Реакция России, ДНР и ЛНР на эту инициативу была остро отрицательной. Главный контраргумент Москвы — миротворческая миссия Минскими соглашениями не предусмотрена, а в ДНР и ЛНР заявили о том, что они смогут выполнить все свои обязательства без чьей-либо помощи, поэтому отправлять в зону конфликта миротворцев просто нет смысла. Киев, приглашая миротворческие силы, демонстрирует свою приверженность к миру (и это не может не импонировать Европе), а сопротивление данной идее со стороны России и сепаратистов еще раз показывает, кто хочет продолжения конфликта.
Кроме того, в соответствии с Минскими соглашениями Украина сможет восстановить контроль над участком российско-украинской границы, который на сегодняшний день контролируют непризнанные республики, только после выборов на подконтрольных повстанцам территориях и политического урегулирования конфликта — т.е. не скоро или никогда. Введение миротворческого контингента и договоренность о том, чтобы он контролировал и границу, положили бы конец помощи сепаратистам со стороны России или по крайней мере помогли собрать доказательства ее предоставления.
Однако без чего невозможно урегулирование конфликта на востоке Украины, так это без понимания происходящего там на Западе. То, что этого понимания нет, продемонстрировали в частности и Минские соглашения, которые предполагают, что все по-прежнему можно решить, достучавшись до здравомыслия Кремля. Однако реальная ситуация иная — Москва начала новую Холодную войну, «горячим» отражением которой стала Восточная Украина. Эта мысль должна стать основой новой стратегии Запада.
При этом ему надо ответить на вопрос: «Что делать с Украиной как таковой?» Можно установить границу западного мира в соответствии с нынешними границами ЕС и НАТО, «пожертвовать» Киев Москве, оставив Украина в зоне влияния России, и надеяться на то, что дальше Кремль не пойдет.
Другой вариант — всесторонняя поддержка Украины (возможно даже в соответствии с подзабытым Будапештским меморандумом и с поставкой ей летального вооружения). Для Западной Европы такой шаг все еще психологически сложен, так как будет означать открытую конфронтацию с Российской Федерацией, чего европейцы по-прежнему пытаются избежать.