Меньше чем за десятилетие в Британию пришли почти 100 миллиардов фунтов «скрытого капитала», причем изрядная часть этих средств «отмывалась» российскими инвесторами, сообщает Deutsche Bank.
В рамках исследования, заставляющего всерьез задуматься о том, насколько успешно отслеживается передвижение капитала через границы, два аналитика Deutsche Bank выявили связи между отклонениями в британском платежном балансе и ростом оттока капиталов из России.
Согласно опубликованному вчера докладу, в последние годы резко возрос приток «горячих денег» на британские рынки. Основной его источник — русские, стремящиеся хранить или «отмывать» средства вне России.
С 2006 года в Британию поступили около 93 миллиардов фунтов, а с 2010 года средства притекают в страну со скоростью примерно 1 миллиард фунтов в месяц, утверждают аналитики. Немалая часть этих денег оказалась в итоге на рынке недвижимости. Как сообщается в докладе, с середины 1970-х годов — то есть с тех времен, когда шла холодная война и в англо-российских отношениях царила напряженность, — в Британию поступили в общей сложности почти 133 миллиардов фунтов неотслеживаемого капитала. С учетом изменений курса это аналог 8% от ВВП. Хотя в эту сумму входят и легально перемещенные в страну средства, в основном речь идет о деньгах, незаконно поступающих в Британию и зачастую отмываемых на рынках недвижимости и на фондовой бирже.
Слухи о пристрастии российских богачей к британской недвижимости — особенно к недвижимости в центре Лондона — ходят давно, однако аналитики Deutsche Bank уверяют, что они впервые выявили надежные факты, указывающие на скрытый приток российского капитала.
Оливер Харви (Oliver Harvey), аналитик исследовательского отдела Deutsche Bank и соавтор доклада, заявил: «Статистика не регистрирует систематический приток капитала через границы. Многое просто не получается увидеть».
«Часть аномалий в данных носит технический характер, однако мы зафиксировали корреляцию между незарегистрированным притоком денег в Британию и оттоком капитала из России. Логично предположить, что в большой мере речь идет о незаконной деятельности».
Г-н Харви, подготовивший доклад совместно с Робин Уинклер (Robin Winkler), заявил, что их выводы заставляют присмотреться к тому, как прогнозируются обменные курсы, по которым иностранные инвесторы переводят средства из иностранной валюты.
«Кроме того, возникают важные вопросы о приобретенной Британией роли гавани для международного бегства капиталов и о необходимости более тщательного контроля над сделками с иностранным имуществом», — добавил он.
Скрытый приток средств может также объяснить, почему в Британии сейчас так велик дефицит счета текущих операций, достигший рекордного уровня в 5,5% от ВВП. Дело в том, что часть этих «скрытых» денег используется для покупки товаров и услуг за рубежом, утверждает г-н Харви.
Что рассматривали аналитики?
Сотрудники Deutsche Bank проанализировали официальный платежный баланс Британии, учитывающий среди прочего экспортные заказы и выплаты по ним. Теоретически эти два параметра должны уравновешиваться, и общие суммы выплат должны соответствовать суммам заказов. На практике, это не так.
Что они нашли?
Экономисты обычно списывают подобные несоответствия на статистические ошибки, неучтенные данные и колебания валютных курсов. Однако аналитики выявили четкую корреляцию между этими флуктуациями и официальными данными российского Центробанка об оттоке капиталов. Кроме того, выявлена корреляция с данными по притоку в Британию частных инвестиций и с колебаниями цен на недвижимость. Что это означает? Это означает, что в Британию поступают крупные суммы денег, не отслеживаемые Национальной статистической службой. Источник этих средств, поступление которых в страну влияет на платежный баланс и валютные курсы, пока ясен не до конца. Разумеется, лишь часть их следует считать сомнительными российскими деньгами, хотя доклад впервые надежно доказывает существование данного фактора. Отчасти, дело, действительно, в технических сбоях и неучтенных или неправильно учтенных заказах и выплатах. Кроме того, на британский фондовый рынок и рынок недвижимости приходят не только русские богачи, но и инвесторы из Греции, Израиля, Китая и с Ближнего Востока.