Что вы почувствуете, если на ваших глазах сожгут ваши детские фотографии?
Или увидите, что вещи, принадлежавшие близкому вам человеку, которого вы потеряли, разорваны в клочья?
Именно эти чувства охватили меня, когда я наблюдала за тем, как боевики ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») кувалдами громили скульптуры в музее Мосула. Уничтожали историю, культуру, принадлежащую нам всем.
*
На позапрошлой неделе представители ИГИЛ, ворвавшись в Мосульский музей, разбили его экспонаты. И опубликовали эти кадры в интернете. Затем они сожгли восемь тысяч книг и оригинальных текстов, которые хранились в Мосульской библиотеке.
После этого они вошли в город Нимруд, который некогда был столицей Ассирийского царства. И бульдозерами сровняли с землей руины города, который появился там еще в XIII веке до нашей эры.
Один за другим организация разрушает следы древнейшей истории нашего мира, человечества. Истребляются памятники, которые нашим общим предкам удавалось сохранять, чтобы те дошли до наших дней, в течение трех тысяч лет.
Уничтожается история, коллективная память человечества.
*
Эти разрушения ИГИЛ основывает на собственной трактовке ислама. На видео, которое распространяют террористы, один из разбивающих скульптуры боевиков говорит: «В прошлом люди поклонялись этим статуям вместо Аллаха. Наш Пророк велел избавиться от всех идолов».
На этом основании организация уничтожает все, что не вписывается в их интерпретацию ислама. Включая и то, что относится к периоду до шиизма, суфизма и Пророка Мухаммеда.
В то же время она пытается посеять страх. Она желает запугать и местное население, и Запад, который готовится к операции в Мосуле.
*
Еще одна цель — бросить вызов понятию «цивилизация». Как известно, оно связано со словом «цивилизованный». ИГИЛ же противопоставляет этому свое варварство. Уничтожает все, что представляет цивилизованный мир.
При этом главная цель боевиков — «обнуление». Обнуляя все подряд, организация стремится с чистого листа построить новый, собственный порядок. Поэтому она уничтожает не только настоящее, но и прошлое. И верит, что таким образом сможет контролировать будущее.
*
В прошлом такую «политику культурного разрушения» проводили и другие радикальные силы. Самый известный тому пример — нацистская Германия. По приказу Гитлера, под предлогом, что они не относились к немецкой культуре, были сожжены тысячи скульптур и картин. И в первую очередь произведения, созданные руками евреев.
Еще одна страна, которая пережила такое истребление культуры — Камбоджа. Поверить в то, что там происходило, невероятно трудно. Радикальные коммунисты «Красные кхмеры», управлявшие страной в 1975-79 годах, и их лидер Пол Пот (Pol Pot) уничтожали все, что имело отношение к прошлому. Эта волна массовых разрушений вошла в историю под названием «нулевой год».
И монголы в XIII веке уничтожали все, что относилось к цивилизации на Ближнем Востоке. Это стало самым сильным и верным ударом, который когда-либо был нанесен по исламской цивилизации.
В основе такой политики лежит следующая мысль: «Создание нового общества возможно только в том случае, если все начать с нуля».
*
Таким образом, ИГИЛ воюет не только против тех, кто отличается от них. ИГИЛ воюет против всех цивилизаций. В том числе и против включающей в себя суннизм исламской цивилизации, к которой организация по идее принадлежит.
Этот «культурный геноцид» посылает нам всем тревожный сигнал.
На протяжении пяти тысяч лет на территории Месопотамии, где сегодня находятся Ирак, восточная Сирия и южная Турция, проживало множество цивилизаций. Сейчас исчезают корни всех этих культур.
Можно ли представить западную цивилизацию отдельно от Римской империи, ставшей, по выражению британского историка Ниалла Фергюсона (Niall Ferguson), «первой версией западной цивилизации»? Ведь все, что делает Запад Западом, а ислам — исламом, восходит к античной эпохе.
Сегодня уничтожается то, что делает нас такими, какие мы есть.
*
ИГИЛ лишает жителей региона их собственной идентичности. Пытается отнять у них землю, прошлое, будущее, память. И, судя по всему, иракцам и сирийцам еще нескоро удастся избавиться от этой фрагментарной идентичности.
*
Бывший премьер-министр Великобритании Черчилль, ушедший из жизни в 1965 году, словно говорил о дне сегодняшнем: «Цивилизации придет конец, погибнет свобода, не будет мира, если большая часть человечества не объединится, чтобы защитить все это, и не проявит себя как организованная сила, перед которой варварские силы будут благоговеть...»