19 февраля в московском районе Отрадное состоялась церемония начала строительства первого буддийского храма в Москве. На мероприятии собралось большое количество калмыков и бурятов, живущих в России. Церемонию освещали основные российские телеканалы.
Калмыцкая молодежь, приложившая усилия к началу строительства храма
После того, как была заслушана приветственная речь, буддийский священник произнес молитвы. Была разрезана красная ленточка, и на этом месте официально была заложен фундамент для строительства буддийского храма.
В Санкт-Петербурге буддийский храм был построен еще в начале XX века, но в Москве ни одного такого храма не было. Сначала, в марте, здесь будет возведена пагода, после чего начнется строительство самого храма.
В том, что церемония состоялась, большую роль сыграла калмыцкая молодежь, которую представлял Станислав Башанкаев.
В России буддизм является четвертой по величине религией после христианства, ислама и иудаизма. Так написано во вступительном слове к закону о религиях, который был принят в сентябре 1997 года. Тем не менее численность бурятов, калмыков и других народностей, исповедующих буддизм, составляет не более миллиона человек. Это менее одного процента от общего населения России, которое составляет 140 миллионов человек.
Влияние на российскую экономику
Иудеев еще меньше — всего лишь 230 тысяч человек. Однако, благодаря влиянию на российскую экономику и тому факту, что ранее их численность равнялась пяти миллионам, их позиции весьма крепки.
По информации СМИ, которые освещали это мероприятие, в Москве проживает около 20 тысяч буддистов.
Если не принимать во внимание Бурятию, входящую в состав Сибирского федерального округа, и Республику Тыва, присоединенную в 1944 году во время Второй мировой войны, то был период, когда Калмыкия обладала определенным влиянием в России.
Ранее калмыки жили в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и восточной части современного Казахстана, однако постепенно смещались на запад. Этот народ, обосновавшийся в низовье Волги, наряду со свободным казаками выполнял роль стражей России на границах с Кавказом и Центральной Азией.
Они предоставляли российской армии солдат и боевых коней, принимали участие не только в различных столкновениях на Кавказе и в Крыму, но и в Северной войне (1700-1721), а также войнах с Наполеоном (1806-1807, 1812-1814).
В те времена Россия опиралась на калмыков: они вносили значимый вклад в стабильность региона. По одной из теорий, именно уход в 1771 году большого количества калмыков в Синьцзян обусловил Пугачевское восстание на юге России.
У меня сложилось необычное впечатление, что характер калмыков, которые и сегодня почитают за честь заниматься военным делом, практически не поменялся ни в период Второй мировой войны, ни в настоящее время.
Религия, которая была необходима для сохранения идентичности
После того как калмыки переселились в восточную часть Европы, прошло около 400 лет. Тем не менее они не избавились от буддизма, несмотря на то, что жили в среде, где подавляющее большинство людей исповедовали ислам и христианство.
Говорят, что в Монголии буддизм, который активно насаждала династия Цин, привел к размыванию доблести, присущей монголам времен Чингисхана, однако для калмыков буддизм стал, наоборот, залогом сохранения идентичности.
На самом деле нельзя игнорировать и тот факт, что буддизм, обладающий серьезным влиянием по всему миру, оказал значительное воздействие и на Россию.
«Далай-лама переродится в Монголии?». Эта тема обсуждалась в связи с отношениями между Тибетом и Монголией. Такой человек, как Агван Доржиев, переехал в Тибет, где стал одним из семи высших ученых, состоявших при Далай-ламе XIII. Кроме того, нельзя забывать о буддистах, которые принимали участие в Большой игре между Россией и Великобританией на рубеже XIX-XX веков. В Японии также сохранились документы, в которых предлагалось использовать влияние буддизма во время Русско-японской войны.
В последнее время Далай-лама не может приехать в Россию из-за ее хороших отношений с Китаем. Тем не менее его влияние на российских буддистов огромно. Возможно, он даже был приглашен на московское мероприятие.
На церемонии приветственные слова сказали не только московские чиновники, но и представители Бурятии и Тывы, а также посол Монголии в Москве. Также в ней приняли участие сотрудники посольств Шри-Ланки и Бирмы. Можно сказать, что мероприятие вызвало определенный интерес.
Японию представлял только я, однако на церемонии было много китайцев монгольского происхождения, которые проживают сейчас в Москве.
Российское правительство подчеркивает факт сосуществования различных религий
В юртах гостям предлагали теплый калмыцкий чай (слегка подсоленный чай с молоком) и новогоднюю кухню.
На строительство трехэтажного храма уйдет еще несколько лет, однако и путь к строительству был довольно тернистым.
Разрешение мэра Москвы было получено в 2000 году. Когда в 2012 году обнародовали проект постройки буддийского храма, его противники собрали 400 подписей и направили соответствующую петицию градоначальнику. Окончательное разрешение было выдано лишь в октябре 2014 года.
В парке в Отрадном уже есть церковь, синагога и мечеть. Правительство хочет, чтобы это место подчеркивало сосуществование различных религий в России.
Говорят, что в Москве может появиться еще один буддийский храм. Храм в Отрадном же будет построен в память о жертвах Второй мировой войны, которые исповедовали буддизм.
В этом году по всему миру произошло много религиозных инцидентов, начиная от стрельбы в офисе «Шарли Эбдо» и заканчивая проблемой «Исламского государства».
В России также существуют проблемы религиозного характера: на земле, которую буряты считают священной, специально возводят православные сооружения.
Возможно, подобная политика внесет свой скромный вклад в снижение градуса религиозной конфронтации.