По мере нарастания атмосферы страха в России, подчеркнутой убийством Бориса Немцова в конце февраля, россияне которым есть что терять все чаще стараются перевести свои деньги и ценности за рубеж.
По данным Центрального Банка Российской Федерации, чистый отток капитала из страны в 2014 году достиг 151,5 миллиарда долларов, что является самой высокой цифрой с тех пор, как банк начал следить за данным показателем в 1994 году. Утекший в прошлом году капитал был эквивалентен одной седьмой ВВП России, составившего 70,9758 триллиона рублей (1.1 триллиона долларов по курсу на конец декабря 2014 года). В целом российская экономика пережила самый тяжелый год с тех пор, как Путин встал у руля страны в последний день XX века.
Активизировавшееся бегство капитала еще более осложнило ситуацию для администрации Путина, с отставанием реагирующей на экономический спад в России. В 2013 году отток капитала составил всего 61 миллиард, но Кремль тогда назвал данный уровень «критическим». Немногим более года назад министр экономического развития Алексей Улюкаев заверил, что в 2014 году данный показатель не превысит 30 миллиардов долларов. Минэкономразвития также прогнозировало, что курс рубля по отношению к доллару останется практически неизменным, а экономика вырастет на 2,5%.
Данные по бегству капитала демонстрируют удивительную двойственность отношения российского общества к президенту Путину. С одной стороны, во время опросов общественного мнения люди выражают поддержку Путину и его политике, особенно в том, что касается проводимой Кремлем жесткой линии в отношении Украины. В то же время, тревога и смятение среди людей с деньгами, результатом которых стал огромный отток денег из страны, возможно, являются более точным индикатором того, как россияне оценивают работу Путина.
Путин постарался представить ситуацию так, как будто ничего страшного не происходит. Обращаясь к Совету Федерации в конце декабря, он заявил, что в 2008 году отток капитала из России составил 133 миллиарда долларов, прибавив при этом, что мол «ничего, все живы, здоровы, кстати сказать, и деньги вернулись по мере нормализации ситуации». Он также утверждал, что «50% денег», квалифицированных как чистый отток капитала из страны в 2014 году, «остались в стране, они никуда не делись».
Глядя на официальную статистику, представленную Центральным банком, сложно найти подтверждения словам Путина. В частности, Центробанк выразил обеспокоенность тем, что российские компании вынуждены были выплатить 115-130 миллионов долларов по зарубежным долгам. Выплаты производились по причине «ограниченной возможности рефинансирования [внешней задолженности] вследствие введенных санкций», сообщили в ЦБ. Жесткое ограничение доступа российских компаний к зарубежным рынкам капитала практически лишает их операционного капитала, ставя под угрозу не только рост, но и само выживание этих организаций.
Кроме того, ранее помощник президента России по экономическим вопросам Андрей Белоусов заявил, что отток капитала из страны следует считать прямыми инвестициями России в зарубежных странах, назвав это положительным сдвигом. По данным «Российского статистического ежегодника», в 2013 году Россия инвестировала за рубежом 201,64 миллиарда долларов (данные за 2014 год пока не опубликованы).
Утверждение Белоусова по поводу прямых инвестиций являются весьма сомнительными. По данным того же ежегодника, 61.6 миллиарда долларов (или 30,5% общей суммы в 201,64 миллиарда долларов) были «инвестированы» в Британские Виргинские острова — известную оффшорную зону, в которой люди любят прятать деньги. Учитывая, что ВВП данной территории составляет меньше одного миллиарда, либо Виргинские острова получили феноменальный объем инвестиций, что стало бы самой большой новостью, о которой никто ничего не слышал, либо, что намного более вероятно, российские деньги просто по-тихому осели на оффшорных банковских счетах. В целом, около двух третей денег, названных Белоусовым «прямыми инвестициями», оказались в известных своей банковской тайной оффшорах, включая Британские Виргинские острова, Швейцарию, Кипр и Бермуды.
Пока российские чиновники прогнозируют, что бегство капитала из страны в 2015 году замедлится. «По оттоку капитала за первый квартал мы ожидаем около 30 миллиардов долларов, а в годовом выражении (за 2015 год) 90-100 — это ниже, чем мы оценивали в прогнозе», процитировало главу Минфина Антона Силуанова государственное новостное агентство «РИА Новости».
Между тем, Минэкономразвития повысило прогноз по чистому оттоку капитала до 115 миллиардов долларов, а Центробанк придерживается еще более пессимистичной позиции, ожидая, что чистый отток в 2015 году составит 118 миллиардов долларов.
Но даже если сбудутся оптимистичные прогнозы Силуанова и бегство капитала составит всего 90-100 миллиардов додлларов, это все равно будет третьим самым высоким показателем с тех пор, как Центробанк начал следить за данным показателем в 1994 году, уступающим лишь оттоку капитала в 2008 и 2015 гг.