Израиль и Европа плодотворно сотрудничают в области развития науки и технологии, Европа занимает место самого важного торгового партнера Израиля, и обе стороны разделяют множество общих культурных и иных ценностей. Но, к сожалению, среднестатистический израильтянин склонен считать, что Европа ненавидит Израиль и финансирует его врагов. Большинство израильтян хотели бы видеть «поменьше Европы», а не побольше.
Эти чувства израильтян совершенно искренни. Они появились на фоне явления, набирающее силу в международных отношениях — усиления роли гражданского общества в политике.
Процесс, который активно продвигает Европа, отодвигает традиционную профессиональную дипломатию на вторые роли. По мере развития процесса все меньшее значения будут иметь встречи израильских политиков с европейскими коллегами и заявления послов. При этом возрастает важность прямых контактов представителей европейской бюрократии и политических кругов с активистами этого гражданского общества, оказание экономической и идеологической поддержки, и ответное влияние на структуры, определяющие внешнюю политику Европейского союза в целом и отдельных стран, входящих в него. Этот процесс не уникален для Израиля. В попытках принести демократию в мусульманские страны Ближнего Востока европейские страны активно сотрудничали с представителями гражданского общества, и не всегда по согласованию с властями этих государств.
Недавно опубликованный Доклад о прозрачности, подготовленный сотрудниками исследовательского института НПО «Монитор», анализирует этот процесс в Израиле. 24 неправительственных политических организации сообщили о получении в 2013-2014 году пожертвований от иностранных структур на сумму 104,5 миллионов шекелей (около 25 миллионов долларов). Немалая часть этих организаций прямо или косвенно замешана в деятельности по поощрению бойкота и по делегитимации государства Израиль. Организация «Зохрот» (זוכרות), например, ставит своей целью ликвидацию еврейского характера государства и увековечивание палестинской «Накбы» («Катастрофы», так палестинцы называют создание Израиля — прим.пер.). «Зохрот» получила от европейских правительственных кругов 2,5 миллиона шекелей.
В Израиле эта деятельность неправительственных организаций имеет определенные сложности. Никто не оспаривает демократический характер избрания правительства, поэтому утверждения о том, что политическое руководство не отражает волю и желания народа, лишено оснований. А именно этот аргумент служит для оправдания работы гражданского общества в недемократических государствах. Следует отметить, что до сих пор и в этих странах деятельность европейцев по внедрению демократии потерпела фиаско.
Есть и субъективные причины. Европейские бюрократы сами решают, кто может считаться настоящим представителем израильского гражданского общества. Такое решение принимается на основании личного мировоззрения чиновников. В результате по мере развития сотрудничества с этими организациями усиливается враждебность к ним со стороны прочего израильского общества. Вдобавок, в Израиле все сильнее растет недовольство европейской политикой, призывающей пересмотреть отношения с еврейским государством.
Эта ситуация оставляет обе стороны в проигрыше. Европа теряет возможность влиять на общественное мнение в Израиле, тем самым утрачивает влияние на мирный процесс, который ее так беспокоит, и провоцирует тенденции, ведущие к расколу, а не единству. Одновременно главные силы израильского общества отказываются от всякого диалога с Европой, так как считают разрушительным вмешательство европейцев в ближневосточный конфликт и в демократические процессы в Израиле. Тем самым израильтяне лишаются средств воздействия на европейское общественное мнение для противовеса антиизраильской пропаганде.
Из-за сложившегося перекоса представителями израильского гражданского общества для Европы стали организации, называющие Израиль государством апартеида, обвиняющие в геноциде, призывающие бойкотировать израильских бизнесменов, ученых и артистов. Они называют израильский гимн расистским, считают пропаганду «Накбы» важным делом для защиты прав человека. И именно их в европейских столицах считают желанными гостями. Те же, кто стоят за еврейский и демократический характер государства, считаются там «радикальными маргиналами».
На прошлой неделе мы с коллегой провели серию встреч с политиками в Брюсселе, столице Европейского союза. Мы представились представителями израильского гражданского общества. Мы встретили открытость и готовность выслушать израильскую позицию. Ничего подобного раньше мы не видели. Улучшить европейское понимание настоящего гражданского общества Израиля кажется вполне возможным.
Неясно, теряет ли Европа Израиль, или наоборот. Мы продолжаем упорствовать во мнении о том, что общественное мнение в Европе определяется антисемитизмом, и заручиться его поддержкой невозможно. Хотя адреса электронной почты депутатов Европарламента находятся в открытом доступе, практически никто в Израиле не пытается написать им и попытаться убедить или попросить выслушать. Израильтяне не демонстрируют свое искреннее беспокойство. Нет мобилизации общества. Как же европейцы могут узнать, что у Израиля — человеческое лицо?
Автор — ответственный за связи с Европейским союзом в NGO Monitor