Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Смерть Немцова окажет Путину плохую услугу

Российская оппозиция фактически уничтожена, однако президенту приходится иметь дело с подъемом протестных настроений в среднем классе и обострением раскола в близких к власти кругах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российская оппозиция фактически уничтожена, однако президенту приходится иметь дело с подъемом протестных настроений и обострением раскола в близких к власти кругах. Но какими могут быть эти последствия? Сейчас судить еще слишком рано, но уже можно выдвинуть три гипотезы: возобновление протестного движения среднего класса, смертельный удар по оппозиции и усиление раскола во властных кругах.

Как в фильме «Касабланка», в Москве задержали «обычных подозреваемых» в убийстве Бориса Немцова. В России это чеченцы. В 2006 году власти уже списали на них убийство журналистки Анны Политковской, настоящие заказчики которого до сих не были не только допрошены, но и даже найдены.

Задержание пяти чеченцев по делу Немцова свидетельствует, что за прошедшее десятилетие в царстве Путина ничего так и не изменилось. Как бы то ни было, «убийство Немцова — точка невозврата, радикальной дестабилизации внутриполитической обстановки в России, последствия которой пока невозможно предсказать», — пишет «Новая газета», один из тех немногих органов печатной прессы, которым удалось сохранить независимость от Кремля.

Три возможных сценария


Но какими могут быть эти последствия? Сейчас судить еще слишком рано, но уже можно выдвинуть три гипотезы: возобновление протестного движения среднего класса, смертельный удар по оппозиции и усиление раскола во властных кругах.

Борис Немцов был одним из выдающихся деятелей оппозиции, пусть фактически и передал лидерство Алексею Навальному. Его убийство произошло накануне запланированной в Москве на 1 марта «антикризисной» демонстрации, на которой люди собирались протестовать против ухудшения экономической ситуации в стране и войны на Украине. Московская мэрия запретила ее проведение в центре столицы, и никто не может точно сказать, сколько людей отправились бы на окраину города. Оппозиции не удается провести крупные собрания со времен массовых акций протеста зимы 2011-2012 годов.

В конечном итоге было разрешено устроить собрание в память о Борисе Немцове под самыми стенами Кремля, куда пришли примерно 50 000 человек. То есть речь идет о самой крупной демонстрации после возращения Владимира Путина в президентское кресло. Ближайшие месяцы покажут, стало ли это началом возрождения оппозиции или же лебединой песней протестного движения, которое президенту так ловко удалось подавить. Он использовал против самых упорных весь имеющийся у него арсенал. И запустил машину пропаганды, чтобы выставить «предателями» и членами «пятой колонны» немногих критиков официальной внешней политики.

Борис Немцов убит, Алексей Навальный за решеткой (ему дали 15 суток, чтобы помешать принять участие в демонстрации 1 марта, а также два срока условно по сфабрикованным коррупционным делам), Гарри Каспаров в изгнании... Оппозиция обезглавлена.

Причем задавлена она была отнюдь не с началом украинского кризиса. Хотя события на Майдане, безусловно, разожгли во Владимире Путине страх народного подъема, который может погрузить Россию в хаос. Это привело даже к формированию «Антимайдана», который выступает против этой по большей части воображаемой угрозы.

Реформы означают слабость


На самом же деле корни этой навязчивой идеи уходят намного дальше в прошлое, в его работу в Дрездене в конце 1980-х годов. Тогда здание КГБ, где находился полковник Путин, взяла в осаду толпа немцев, скандировавшая: «Мы — народ!»

Полученный опыт в агонизировавшей коммунистической Германии раскрыл ему глаза на то, о чем писал де Токвиль полутора веками ранее: авторитарные режимы уязвимее всего, когда начинают реформы. Путин считает, что именно это сгубило СССР и не собирается повторять ошибку Горбачева.

Его идея-фикс стала только сильнее после «цветных революций» в 2003 году в Грузии и 2004 году на Украине, а также арабской весны 2011 года, которая привела к свержению лидеров Туниса и Египта. Президент посчитал, что крупнейшие демонстрации прошли в России в 2011 году отнюдь не случайно. Он уверен, что протест против нарушений на выборах стал всего лишь предлогом, которым воспользовался Запад в попытках дестабилизировать Россию и свергнуть его подобно Бен Али и Мубараку.

После переизбрания в марте 2012 года Путин неизменно укреплял контроль над всеми механизмами власти и ликвидировал все ростки оппозиции. У движения 2011-2012 годов не было лидера (вернее, их было несколько, что, по сути, одно и то же) и программы помимо антипутинского настроя и стремления к расширению политических свобод.

Ставка на национализм

Его питал новый средний класс, который ощутимо вырос за десятилетие экономической стабильности (кризис 2009 года на ней почти не отразился). Эти дети путинской эры (в первый раз его избрали еще в 2000 году) хотят жить как в Европе и считают издевательством политическую систему, которая не терпит ни малейших отклонений от «нормы». Репрессии, экономический кризис и последовавшая за войной на Украине пропаганда заставили их встать в строй. Путин вернул себе рейтинги 2008 года (более 80%), тогда как в 2012 году 80% опрошенных россиян не хотели, чтобы он выставил свою кандидатуру в 2018 году (такие данные приводит Фиона Хилл в книге «Путин — оперативник в Кремле»).

Путин, премьер в 1999 году и президент в 2000-м, выстраивал свою власть на фундаменте второй войны в Чечне. В 2014 году он вновь сделал ставку на национализм и популизм для усиления собственного влияния и борьбы с оппозицией, которая итак отрезана от невосприимчивой к демократическим идеям большей части населения.

Верит ли он сам в продвигаемую им сегодня консервативную и антизападную идеологию? Или же пользуется ей исключительно как инструментом власти? Пока что очевидного ответа нет, но высвобожденные им силы вполне могут вырваться из-под его контроля и сделать истиной то, что, возможно, было для него простым политическим средством.

Внутренние подозрения

История Советского Союза показала, что при авторитарном режиме протест может идти фактически лишь изнутри системы. Путин прекрасно это понимает. Он окружил себя друзьями из Санкт-Петербурга и КГБ, хотя периодически и обновляет ближний круг, чтобы не допустить формирования центров влияния, которые могли бы стать противовесом его собственной власти. Коррупция и раздача доходных мест, компромат и опала — все это гарантирует верность.

Как бы то ни было, иногда голоса несогласных все же слышны. Олигархи обеспокоены ухудшением ситуации в экономике, падением курса рубля, инфляцией, ограничениями на поездки за границу (будь то связано с западными санкциями или «национальными преференциями» в туризме«).

По данным Bloomberg, самые богатые люди в России (с 1 по 21 место в рейтинге) потеряли за 2014 год 53 миллиарда евро. Они знают, что всем обязаны Владимиру Путин и не собираются его критиковать, однако и не готовы всем пожертвовать ради него.

Евгений Примаков, старый советский аппаратчик, которому довелось побывать министром иностранных дел и премьер министром при Борисе Ельцине, недавно поддержал позиции «модернистов» в аппарате власти. По его словам, угрозы «цветных революций» для России не существует, а основные проблемы для страны касаются экономики и связаны с чрезвычайной централизацией всех сфер жизни, в том числе экономики. Предполагает это и сотрудничество с США и Европой вопреки санкциям. Хотя слова Примакова и выбиваются из официальной доктрины, ему ничего не грозит с учетом почтенного возраста (86 лет) и долгой государственной службы (в том числе в КГБ). Однако многие в элите не смеют о таком даже подумать, чтобы не вызвать недовольство главы государства.