«Вы могли бы составить черный список из 1000 человек, которым следует запретить въезд в западные страны. Это можно сделать без шума и громких деклараций, — заявил Навальный Financial Times. — Причем эти меры непременно должны затронуть пропагандистов войны и тех, кто ее финансирует, — то есть настоящую партию войны».
Его слова подчеркивают, что российская оппозиция, как и ряд официальных лиц на Западе, недовольна тем, что санкции не помогли изменить политику Кремля на Украине.
Сейчас введенные США и ЕС ограничения распространяются на людей, тесно связанных с путинским режимом и непосредственно причастных к аннексии Крыма и к кровопролитию на востоке Украины. Америка и Евросоюз также ограничили доступ контролируемых государством банков и нефтяных компаний к западному финансированию.
Кроме этого в среду Соединенные Штаты, следуя своему поэтапному подходу, распространили заморозку активов и запреты на выдачу виз на ряд украинских сепаратистов и на их российских пособников. Наиболее известным из них был Александр Дугин — идеолог агрессивного русского национализма.
Навальный — юрист, блогер и борец с коррупцией — давно портит Путину жизнь. В прошлую пятницу его выпустили на свободу после 15 суток, проведенных за решеткой за распространение в московском метро листовок, которые были посвящены планируемой протестной акции.
Оценивая зловещую ситуацию, в которой оказалась российская оппозиция после того, как 28 февраля был убит Борис Немцов, Навальный отмечает, что Путин намерен править до конца жизни и что он целенаправленно направляет детей своего окружения занимать ключевые позиции в российской экономике.
Его тон был пессимистичнее, чем когда-либо, с тех пор, как движение протеста против мошенничества на выборах и возвращения Путина на президентский пост, рухнуло в 2012 году под давлением правительства.
«Несколько лет назад мы думали, что это — просто непотизм, но сейчас мы видим, что речь идет о долгосрочном планировании и что Путин насаждает династическое правление», — заявил Навальный. По его мнению, изменить положение дел могут только новые западные санкции, направленные против всех кланов, которые помогают Путину контролировать российские богатства.
«Если [Алишер] Усманов и [Роман] Абрамович, а также члены их семей не смогут попасть в свои резиденции в Лондоне и в Швейцарии, это поможет делу», — утверждает оппозиционер. Усманов и Абрамович считаются самыми богатыми людьми России.
По словам Навального, в этот список должен попасть и генеральный директор государственной телерадиовещательной компании Олег Добродеев со своим сыном Борисом. Последний в сентябре прошлого года возглавил крупнейшую в России социальную сеть «Вконтакте», перед этим попавшую под полный контроль интернет-компании Усманова Mail.ru.
Навальный также упомянул известного теле- и радиоведущего Владимира Соловьева, который на неделе ругает Запад в эфире своих передач, а в пятницу вечером улетает на свою виллу на озере Комо.
Политик считает, что в черный список нужно добавлять не воюющих на Украине русских, а семьи кремлевских чиновников — в частности семьи советников Путина Владислава Суркова и Вячеслава Володина. «Их дети летают в Париж на выходные, а сражающиеся в Донбассе командиры — нет», — заметил он.
Позиция Навального напоминает о призывах Немцова, который месяц назад рассказывал в своем интервью FT, как он неоднократно и безуспешно пытался добиться от западных властей, чтобы они распространили санкции на руководство государственных СМИ.
Мир без Немцова
Три недели назад Навальный и Немцов вели в московском метро агитацию перед маршем протеста против президента Владимира Путина. Через день Навальный попал в тюрьму, а через неделю Немцова застрелили в нескольких шагах от Кремля.
Навальный стремится вернуться после ареста к своей обычной работе — разоблачению коррупции, организации митингов и бесконечным юридическим битвам с властями. Однако без Немцова его мир изменился.
«Он умел общаться с людьми, — вспоминает Навальный. — Он мог сводить вместе всю оппозицию — от либералов до ультралевых, — но при этом был способен говорить и с людьми внутри системы — например, с коммунистами. Хотя они и не соглашались с его взглядами, но были открыты к диалогу с ним».
Теперь, без Немцова, Навальный сталкивается с трудным вопросом о том, как ему превратить разрозненные группы недовольных правлением Путина в полноценную оппозицию. По мнению некоторых активистов, добиться сотрудничества между Навальным и бывшим премьер-министром Михаилом Касьяновым, одним из лидеров партии Немцова РПР-ПАРНАС, будет непросто.
Определенные проблемы уже появились. Ряд активистов предлагает оппозиции организовать в апреле новый протестный марш, но Навальный говорит, что решение об этом пока не принято и что оппозиции не следует устраивать митинги ради митингов.
Исход тех, кто составлял базу поддержки Навального, дополнительно ослабляет и без того расколотое российское протестное движение. «Сейчас выпускники лучших российских университетов идут на госслужбу и становятся частью системы, а технари покидают страну. Для нас это плохо». Навальный признает, что страх, вызванный смертью Немцова, дополнительно усугубляет эту тенденцию.
«Будет непросто, — говорит он. — Немцов был необычен тем, что не боялся и — в отличие от прочих политиков из 1990-х — не только хотел стать президентом, но и был готов делать то, что необходимо: вести уличные кампании, баллотироваться в местные органы власти».
По мнению Навального, убийство Немцова несколько оживит оппозицию, однако особых оснований для надежды нет. «В 2010, 2011 и даже 2013 годах я сказал бы, что рейтинг Путина должен упасть, но мы не подозревали, как все обернется. Кто же знал, что он начнет войну».
Теперь, несмотря на то, что к концу года российская экономика, как ожидается, сократится на целых 4,5%, рейтинг Путина побил очередной рекорд и достиг 87%. По словам Навального, сейчас правительство изучает опыт режимов, долгое время удерживающихся в странах с экономическими трудностями — таких, как Куба, Венесуэла или Узбекистан.
Партия, которую не допускают на выборы
В офисе Фонда борьбы с коррупцией — организации Навального, которая публикует его доклады о богатствах людей, связанных с Путиным, — работает группа социологов. Они каждый день проводят телефонные опросы по разным темам. На основе этих опросов формирует свою повестку возглавляемая Навальным Партия прогресса. Она требует честных выборов, противодействия экономическому кризису, борьбы с коррупцией и прекращения войны.
«Каждое из наших требований пользуется поддержкой в обществе, и мы это знаем. Но люди, которые их поддерживают, не имеют политического представительства», — говорит Навальный. Между тем Партия прогресса не может выставлять кандидатов на выборы, хотя в прошлом году она прошла официальную регистрацию.
По мнению активистов оппозиции, это результат предпринятой правительством кампании по полному удалению оппозиционеров с политической сцены. Навальный почти с ностальгией вспоминает, как протестное движение в 2011 году требовало честных выборов. «Сейчас нам остается требовать только одного — чтобы нас вообще допустили на выборы», — говорит он.
Политик уверяет, что он не отчаивается. Тем не менее, когда я спросила его, как долго, на его взгляд, будет продолжаться борьба, он вскочил со стула и начал метаться по комнате как лев по клетке.
По его словам, однажды положение изменится не в пользу Путина, но это будет еще не скоро. «В правительстве много хороших людей, которые его ненавидят и считают обузой, но они трусы. Все олигархи тоже его ненавидят, но при этом понимают, что им остается только молчать».