В ходе визита президента Туркмении Бердымухамедова, приезжавшего в Турцию по приглашению президента Эрдогана, стороны сделали важные заявления и стратегические ходы в плане развития двусторонних отношений.
Программа визита включала встречу лидеров и переговоры в расширенном составе по таким вопросам, как торговля, образование и туризм, но главной темой стала энергетика. То, что в эту сфере, которая определяет глобальную политику и экономику, в игру вступает богатая природным газом Туркмения, вполне естественно. Ведь для стран, которые столкнулись сегодня с серьезными трудностями в области энергобезопасности, и особенно для стран Европы, туркменский газ — это выход.
Позиция России в области энергоснабжения — огромная проблема для стран ЕС, которые лишены энергоресурсов, но все больше и больше нуждаются в них. Европа в качестве альтернативы ориентируется на природный газ Азербайджана и Северного Ирака, однако постоянное увеличение спроса на энергию влечет за собой поиск новых поставщиков.
Ведь страны ЕС не располагают ресурсами, которые могли бы удовлетворить такой спрос в краткосрочной перспективе, кроме того, для обеспечения потребности этих стран в природном газе одного только азербайджанского газа может не хватить. В этой связи постепенно возрастает роль туркменского газа.
С другой стороны, для Туркмении, которая в 2000-е годы добилась впечатляющих экономических успехов и которая в настоящее время экспортирует природный газ в Китай, Иран и желает передавать его на европейский рынок, использование энергетического потенциала означает заметное увеличение политического и экономического влияния. При этом для туркменов возрастает значение Турции.
Кроме того, Турция в последнее время проводит такую энергетическую политику, которая позволяет двум близким по всем вопросам государствам объединять усилия и в области энергетики. А заявления Эрдогана и Бердымухамедова только подтверждают намерения сторон наращивать энергетическое сотрудничество.
Энергетическая тройка Турция — Азербайджан — Туркмения
Если Турция получит доступ к туркменскому газу, а через Турцию этот газ сможет выйти на мировые рынки, то Туркмения станет новым крылом TANAP. Включение Туркмении в проект, который будет передавать азербайджанский газ в Европу через Турцию, с одной стороны, станет еще одним вариантом для стран Европы с точки зрения энергобезопасности, с другой — позитивно повлияет на туркменскую экономику.
Стратегическое значение здесь имеют основанные на братстве и дружбе отношения Турции с Туркменией и Азербайджаном. Когда энергетическое богатство двух этих государств соединится с их доверием к Турции, братские страны займут центральное положение в глобальной энергетике. То, что встречи, которые ранее проводились на уровне министров энергетики, поднялись до высшего уровня с участием лидеров государств, говорит о том, что у этих трех стран появилось общее видение этого проекта.
Объединение усилий таких среднеазиатских игроков, как Азербайджан и Туркмения, с Турцией в энергетике предполагает новый расклад сил. Принцип «два государства — две нации», которого Турция придерживается в отношении каждой из двух этих стран, может смениться доктриной «три государства — одна нация». Более того, ресурсы, которыми Азербайджан и Туркмения обладают в энергетической области, а также тот факт, что Турция является транзитной страной, могут привести к тому, что эти страны создадут своего рода «энергетическую тройку».
Энергетическое партнерство станет движущей силой в других областях
Турция, первой признавшая независимость Туркмении, не отвернулась от нее и после обретения страной самостоятельности. Единая культура и взаимная поддержка стали гарантией отношений двух стран. Открытие первого офиса Турецкого агентства по сотрудничеству и координации в Ашхабаде и его деятельность в Туркмении укрепили культурное взаимодействие.
Эти инициативы, усиливающие братские связи, являются верстовыми столбами той дороги, что ведет к сотрудничеству в энергетике. Благодаря энергетическому партнерству экономические отношения двух стран достигнут пика, при этом позитивные эффекты ощутят и другие сектора.
Например, в возникающей атмосфере доверия турецкие фирмы, которые сегодня лидируют среди зарубежных компаний, функционирующих в строительной отрасли Туркмении, продолжат вкладывать инвестиции и вносить вклад в туркменскую экономику. Кроме того, на фоне последних заключенных соглашений ожидается рост товарооборота, который в 2013 году был равен 2,6 миллиарда долларов.
Следует отметить, что, наряду с наращиванием объемов торговли, активную роль в укреплении экономического сотрудничества играют льготы, которые страны предоставляют друг другу. По мере того, как взаимное доверие двух государств все сильнее проявляется в экономических отношениях, появляется все больше оснований говорить, что эти связи постепенно выходят на уровень стратегического партнерства.