Некоторые из нас изо всех сил стараются сделать себе имя на протяжении всей своей жизни. Тейлору Мали это удалось благодаря всего одной речи, произнесенной им на поэтическом конкурсе в Чикаго в 2000 году, рассказывает корреспондент BBC Capital.
В своей речи Мали, который в то время преподавал в средней школе в Нью-Йорке, рассказал слушателям, как бы он ответил на высказывания одного адвоката, направленные против учителей. «Те, кто умеют, делают; те, кто не умеют, учат этому других»,- заявил этот адвокат.
«Знаете ли вы, что я делаю? — ответил на это Мали (и его ответ в конце концов оказался на YouTube). — Я заставляю детей трудиться усердней, чем они когда-либо могли себе представить. Я могу помочь троечнику почувствовать себя героем, которому Конгресс вручает Медаль Почета, и могу сделать так, что ученик, получающий пятерки с минусом, будет относиться к этим минусам как к удару по самолюбию».
Он продолжил словами о том, что педагогика для него — это высшее призвание, которое нельзя измерить зарплатой. Его страстное послание к этому времени собрало уже более шести миллионов просмотров.
«Я осознал, что произнес хорошую, пламенную речь, — вспоминал Мали. — Она была полна праведного гнева, а это всегда самое лучшее, что может быть в речи».
Способ, который выбрал Мали для передачи своих идей, дает пример того, как надо доносить хорошую речь до слушателей, даже в бизнесе. Представьте, что ваше обычное выступление перед советом директоров или обычный телефонный звонок с предложением товара будет окрашен проявлением эмоциональной сопричастности или призывом к действию, или у него будет сильная дуга повествования (то есть тот текст, который вы произносите, имеет определенную фабулу).
Для управленцев регулярные собрания персонала, на которых они часто прибегают к презентациям в PowerPoint, — характерная черта работы. Однако лишь немногие компании дают своим сотрудникам возможность научиться тому, как держаться перед аудиторией. И каков результат? Сухой, аналитический подход к публичным выступлениям, отмечает Джилл Эвери, старший лектор в Гарвардской школе бизнеса.
Непринужденный подход
Хорошая новость заключается в том, что выступлениям на публике можно научиться. «Существуют люди, которые либо верят в то, что они хорошие ораторы, либо нет, — сказала Эвери. — Но это — те навыки, которыми вы можете со временем овладеть».
Все начинается с того, говорит Эвери, что надо отказаться от одной общей ошибки. Она заключается в том, вы спрашиваете себя: «Что же я хочу сказать?». Вместо этого спланируйте свою речь, исходя из другого: «Что же хочет услышать аудитория?». Перед собранием сотрудников, на котором вы должны сообщить плохие новости, обдумайте, что должна услышать ваша команда, чтобы сохранить моральный настрой.
Рассматривайте каждую свою речь как некую историю — с введением, повествовательной частью, аргументами, опровержениями и заключением. Речь должна восприниматься как своего рода путешествие, в которое вы отправляетесь вместе со своими слушателями, а не как сухое перечисление фактов и цифр, подчеркивает Эвери.
В качестве примера Эвери любит приводить сцену из американского телесериала «Безумцы», в которой глава креативного отдела рекламного агентства Дон Дрейпер выступает с презентацией в компании Kodak, производящей фотоаппараты. Дрейпер хочет, чтобы компания наняла его рекламное агентство, и показывает на переговорах с представителями фирмы свои семейные фотографии, на которых запечатлены его свадьба и его дети, играющие в парке. Эмоциональный посыл приносит ему контракт.
Одной хорошей истории недостаточно для того, чтобы сделать речь захватывающей и цепляющей. Слишком часто докладчики злоупотребляют презентациями и графиками, которые становятся основой для плохих речей, говорит Эвери. Сначала лучше спланируйте мощное выступление и только затем подумайте, смогут ли мультимедийные средства помочь вам донести вашу историю до аудитории.
«Вспомните: у величайших в истории ораторов не было программы PowerPoint», — замечает Эвери.
Часто менеджеры, которые проводят презентации перед начальством, попадают в одну и ту же коварную ловушку. Их ошибка состоит в следующем: во время своей презентации они показывают слайды, которые уже демонстрировались ранее. Какие-то сотрудники среднего звена, вероятно, раньше подготовили слайды, отражающие, например, последние данные об объемах продаж, и вот теперь вы строите свою речь, основываясь на них. В итоге получится лекция, лишенная малейших признаков вдохновения.
Напротив, используйте слайдовую презентацию, чтобы дополнить ваше выступление, и никогда не пишите на слайдах текст вашей речи дословно, советует Эвери. Добавьте только те картинки, которые усилят пункты, излагаемые вами устно.
Затем наступает время отрепетировать свое выступление перед кем-то, кому вы доверяете, говорит Тор Хогнс, преподаватель Норвежской школы менеджмента в Осло. Опробуйте свою речь на ком-нибудь, про кого вы знаете, что он даст вам честный и конструктивный отзыв.
И да, сперва вы точно будете делать что-нибудь не так. «Во время презентации наверняка будут проявляться какие-то ваши бессознательные жесты, которые могут раздражать слушателей, — объяснил Хогнс. — Вы должны знать о своих «слепых зонах». Хогнс признался, что часто крутит в руках карандаш, когда говорит. В конце концов, один коллега сказал ему, что это отвлекает аудиторию.
«Люди боятся публичных выступлений пуще самой смерти, и это уже неплохое начало, так как вы знаете, что другие люди чувствуют тоже самое», — говорит Хогнс.
После того как Мали выступил со своей речью в защиту учителей, он перестал преподавать и сейчас постоянно работает оратором, мотивирующим других людей. Он часто исполняет одну из ведущих ролей на различных мероприятиях для учителей, и те просят его еще раз произнести речь, которая сделала его знаменитым. Каждый раз он пытается найти в себе те нотки праведного негодования.
«Отчасти успех выступления заключается в том, чтобы подобрать именно те эмоции, которые соответствуют теме, — сказал Мали, — Ваша аудитория заслуживает того, чтобы услышать речь, которую вы произносите как будто в самый первый раз».
И помните: в следующий раз, когда вам надо будет произнести то, что может оказаться шаблонным выступлением, расскажите историю, окрашенную эмоциями, — и тогда, возможно, вы сможете завоевать аудиторию.