В Евросоюзе все больше ослабевает внутреннее политическое единство, и руководство пытается укрепить его за счет централизации важных рычагов влияния на континенте. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) считает необходимым создать единую армию ЕС, идею которой уже поддержало Министерство обороны Германии.
Предложение, свидетельствующее о стремлении Брюсселя сосредоточить в своих руках важнейшие властные полномочия, – не первое высказывание такого рода: ранее в прессе уже появлялась идея единого министерства финансов ЕС. Потребность в реформировании не случайно затрагивает именно эти сферы деятельности Евросоюза. Как раз они сейчас находятся в наиболее глубоком кризисе: финансовая – из-за Греции, военная – из-за Украины.
Жан-Клод Юнкер высказался за создание единой армии ЕС в недавнем интервью газете Welt am Sonntag, обсуждая напряженность в отношениях с Россией из-за ситуации на юго-востоке Украины. Среди прочего журналисты задали главе Еврокомиссии гипотетический вопрос по поводу того, отказалась бы Россия от аннексии Крыма, если бы единая европейская армия уже существовала. На что Юнкер ответил: «Чисто военные ответы всегда плохи: это признание того, что дипломатия и политика не сработали. Единую армию не обязательно сразу применять, но она дала бы понять России, что мы настроены весьма серьезно, когда речь идет о защите европейских ценностей».
Кроме того, по его мнению, существование армии ЕС показало бы всему миру, что между странами самого Евросоюза никогда не будет войны. «Такая армия помогала бы нам создавать совместную внешнюю политику и общую стратегию безопасности. Имея собственную армию, Европа могла бы достойно реагировать на угрозы миру в странах ЕС или в соседних с ним государствах».
Жан-Клод Юнкер не видит в существовании единой европейской армии конкуренции с НАТО, поскольку не все члены блока относятся к ЕС. «Речь не о конкуренции, а о том, чтобы усилить Европу. Единая армия могла бы привести нас к интенсивному сотрудничеству в разработке и закупках вооружений, а также к существенной экономии в этих вопросах».
Идея европейских вооруженных сил находит все больше сторонников в федеральном правительстве и в Бундестаге. Ее поддержала, в частности, министр обороны Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen), которая намерена в ближайшее время поставить перед Бундесвером задачу тесного сотрудничества с армиями других европейских стран.
Некоторый опыт в этой сфере уже имеется: с 1989 года существует франко-немецкая совместная разведывательная бригада, которой поочередно командуют генералы из Германии и Франции. С 1995 года примером многонационального соединения служит 1-й немецко-нидерландский корпус, в который входят военнослужащие двенадцати стран. На данный момент обе части входят в структуру НАТО.
Заявленная Урсулой фон дер Ляйен более тесная военная кооперация в Европе начнется с »перекрестного» управления подразделениями. Инспектор сухопутных войск Бундесвера, генерал-лейтенант Бруно Касдорф (Bruno Kasdorf) сообщил, что в следующем году немецкий батальон из состава 41-й танковой бригады в Нойбранденбурге впервые возглавят польские офицеры, а польский батальон недалеко от границы окажется, в свою очередь, под командованием немецких офицеров. Голландцы готовы отдать под немецкое управление одну из своих бригад, более активное сотрудничество намечается также с вооруженными силами Дании и Норвегии. Министр обороны ФРГ считает, что единая армия поможет укрепить европейскую часть фундамента трансатлантического союза. Вместе с тем она подчеркнула, что столь масштабный проект может быть реализован только в долгосрочной перспективе.
Позицию Юнкера и фон дер Ляйен разделяют многие в Бундестаге, причем представители как ХДС, так и СДПГ. Поддержал ее, в частности, и эксперт по оборонным вопросам фракции социал-демократов Райнер Арнольд (Rainer Arnold). Он заявил, что теперь в Европе уже никто не может позволить себе хорошо оснащенную национальную армию. Зато представитель фракции «левых» Кристине Буххольц (Christine Buchholz) настроена скептически: «Предложение Юнкера однозначно направлено против России, это вклад в эскалацию конфликта».
У противников новой идеи есть и другие аргументы. Многие сомневаются, что в тяжелых финансовых условиях последнего времени следует создавать военные структуры, фактически дублирующие НАТО. Из-за этого проект вряд ли будет пользоваться поддержкой со стороны США. Во-вторых, не лучше ли вдохнуть жизнь в уже существующие, но простаивающие без дела силы быстрого реагирования? Стратегию их применения явно следует пересмотреть.