Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Что означает паритет евро и доллара

© Fotolia / Felix PergandeШтаб-квартира Европейского центрального банка во Франкфурте-на-Майне
Штаб-квартира Европейского центрального банка во Франкфурте-на-Майне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финансовые рынки настраиваются на то, что курсы двух важнейших валют мира достигнут паритета весной текущего года. Один доллар за один евро — последний раз такая ситуация имела место в январе 2002 года. То, что в настоящее время происходит на валютных рынках, выходит далеко за рамки обычного взлета и падения курсов валют. Изменились параметры мировой экономики.

• Евро по-прежнему падает относительно доллара. Наблюдатели исходят из того, что паритет валют будет достигнут скоро.

• Слабый евро поможет компаниям еврозоны, ориентированным на экспорт.

• Причина, в частности, кроется в политике Европейского центрального банка. Он покупает государственные облигации на множество миллиардов евро.

• Вместе с тем процентные ставки - крайне низкие. Это ставит инвесторов в непростое положение.

Темпы падения курса ошеломляют. Еще год тому назад приходилось выкладывать 1,39 доллара, чтобы приобрести один евро. В среду он уже стоил менее 1,06 доллара. За 12 месяцев европейская валюта потеряла 23% стоимости по отношению к доллару. Только в этом году евро подешевел на 12%, а сейчас падение курса заметно ускорилось.

Теперь финансовые рынки настраиваются на то, что курсы двух важнейших валют мира достигнут паритета весной текущего года. Один доллар за один евро — последний раз такая ситуация имела место 26 января 2002 года. То, что в настоящее время происходит на валютных рынках, выходит далеко за рамки обычного взлета и падения курсов валют. Изменились параметры мировой экономики: с одной стороны, Соединенные Штаты, которые преодолели финансовый кризис и демонстрируют устойчивый рост, а с другой — еврозона и группа стран с переходной экономикой. Они еще борются с последствиями кризиса, страдают в условиях слабого роста и соревнуются в девальвации валюты, чтобы добиться конкурентных преимуществ.

Политика Центральных банков проливает свет на новое положение. На этой неделе Европейский центральный банк запустил программу количественного смягчения, предусматривающую ежемесячное приобретение государственных облигаций на сумму 60 миллиардов евро. В общей сложности ЕЦБ намерен обеспечить таким образом объем средств в размере 1,1 триллиона евро. Что касается Федерального Резерва США, то там, напротив, наблюдаются признаки нормализации ситуации. По сведениям американских СМИ, в ближайшую среду, после очередного заседания, Федеральный Резерв обнародует заявление, в котором все смогут прочитать о том, что в июне банк повысит процентные ставки.

В настоящее время Вольфганг Шойбле получает кредит практически бесплатно

Инвесторы еще пытаются оценить новую ситуацию — отчасти это дает удивительные результаты. Во вторник наблюдался настоящий обвал на Нью-Йоркской фондовой бирже, индекс Dow Jones снизился на 1,8% — это самый низкий показатель нынешнего года. Очевидно, инвесторы опасались того, что сильный доллар может навредить американскому экспорту. Кроме того, они ожидали скорого повышения ставок Федеральным Резервом. Днем позже наблюдался крен в другую сторону: европейские рынки ценных бумаг демонстрировали бурный рост, германский индекс Dax прибавил 1,8%. Здесь в центре внимания находилась надежда на дешевые деньги ЕЦБ и благотворное влияние дешевого евро на экспорт. Но в среду также восстановились и нью-йоркские биржи.

Рынки твердопроцентных ценных бумаг развивались пугающим образом благодаря ЕЦБ. Доходность десятилетних германских облигаций упала ниже 0,2%. Это значит, что инвесторы готовы одолжить свои деньги министру финансов Вальфгангу Шойбле (Wolfgang Schäuble) практически бесплатно. Доходность американских государственных облигаций пока составляет 2,1%.

Отраслевые эксперты полагают, что эта неуверенность исчезнет не так быстро. «Марио Драги (Mario Draghi) предсказал рост на 1,9% в 2016 году, то есть он установил очень высокую планку», — отмечает Йорг Кремер, главный экономист банка Commerzbank. Если этот план не будет выполнен, следует считать, что есть повод для расширения программы приобретения облигаций, полагает Кремер.

Все-таки МВФ прогнозирует для еврозоны рост лишь на 1,4%. «Я считаю, что возможно как продление программы, так и увеличение ежемесячных сумм». Сам Драги выступил в защиту покупки облигаций и произнес примечательные слова. «Приобретение ценных бумаг — необычное дело, но в то же время оно не является неортодоксальным действием. Оно даже особенно ортодоксально», — заявил он на одной из конференций во Франкфурте. По словам Драги, если банк хочет пользоваться доверием, для него очень важно обладать средствами, необходимыми для достижения поставленных целей. В данном случае эти цели заключаются в том, чтобы добиться усиления роста и препятствовать вредоносной дефляции. И, в конце концов, политика ЕЦБ до сих пор была успешна: замедление роста повернуло вспять.

Такие высказывания свидетельствуют о том, что ЕЦБ не скоро изменит свою политику. Ник Лоусон (Nick Lawson), трейдер банка Deutsche Bank в Нью-Йорке, заметил в беседе с Wall Street Journal: «Сейчас открыто обсуждаются паритет доллара и евро, и нулевая доходность германских государственных облигаций. Они ни для кого не должны стать неожиданностью».

В Германии к зоне риска относится сфера страхования жизни

Политика Драги «разворачивается» не столько в том, что касается непосредственно количества денег или процентных ставок, сколько в отношении валютного курса. Если ставки и без того близки к нулю, то незначительное снижение не навредит. Но дешевый евро пробивает путь: цены на импорт растут, что приводит к росту инфляции. И он помогает европейскому экспорту тем, что удешевляет продукцию европейских производителей. Собственно, валютный курс не относится к официальным инструментам ЕЦБ, но банк с благодарностью принимает связанный с ним позитивный эффект.

Член исполнительного совета Европейского центрального банка и глава Банка Австрии Эвальд Новотны (Ewald Nowotny) подтвердил такую позицию: «Валютные курсы значимы, да, но они не являются крупным доминирующим фактором в мировой экономике». «То, что происходит сейчас» нельзя оценивать как «валютную войну». По словам Новотны, ЕЦБ не проводит политику валютных курсов. «Это побочный эффект других явлений». В переводе на немецкий: падение евро не отразится на жизни ЕЦБ.

В долгосрочной перспективе стратегия нулевых ставок и дешевого евро таит значительные риски. Усилится не только гнев вкладчиков по поводу отсутствия доходов. Страховщики жизни и пенсионные кассы предприятий все чаще будут сталкиваться с трудностями, связанными с исполнением своих обязанностей. Финансовые рынки будут учитывать в своих расчетах и подобную перспективу.